Posted 28 мая 2023, 11:10

Published 28 мая 2023, 11:10

Modified 28 мая 2023, 11:12

Updated 28 мая 2023, 11:12

Наш ответ Apple Pay и Google Pay: стоит ли россиянам переходить на платежные стикеры?

Наш ответ Apple Pay и Google Pay: стоит ли россиянам переходить на платежные стикеры?

28 мая 2023, 11:10
В первом квартале 2023 года российские банки выпустили более миллиона платежных стикеров, способных заменить Apple Pay и Google Pay. Крупные госбанки ставку на новинку, с помощью которой можно не только оплачивать покупки телефоном, но и вносить/снимать деньги в банкомате, пока не делают.

Екатерина Максимова

Явным лидером по внедрению платежных стикеров - новый способ бесконтактной оплаты телефоном - стал Тинькофф Банк, на долю которого из почти миллиона стикеров приходится около 600 тыс штук.

Платежный стикер - небольшая наклейка (размером 48 на 28 мм), которую можно приклеить к телефону и платить также, как это было в досанкционные времена - касанием смартфона к платежному терминалу.  При оплате покупки NFC-модуль наклейки обменивается данными с терминалом продавца, а потом по цепочке банк-эквайер получает от банка-эмитента оплату покупки.

После начала СВО, когда россиян из-за санкций отключили от Apple Pay и Google Pay, банковские карты пришлось носить с собой. Многие начали вкладывать пластик в телефонный чехол, что чревато последствиями: банковская карта размагничивается. Стикеру из-за его размеров такая перспектива не грозит и его в отличие от карты не надо убирать во время зарядки телефона.  

Эксперт по финансовым рынкам Николай Солабуто отмечает, что стикеры пока еще в новинку, но со временем они способны заменить пластиковые карты и даже, вероятно, будут распространяться бесплатно. Пока же финансовые организации диковинные  стикеры продают. И самая дорогая наклейка у Тинькофф Банка: за нее  придется заплатить 700 рублей. 

«Банки уже давно провели локацию серверов на территорию Российской Федерации, а также перешли на выпуск отечественных чипов. У банков всё в порядке со стикерами, они появились после того, как нас отключили от систем Mastercard и Visa, закрыли доступ к Apple и Google. Это совершенно новый и исключительно отечественный продукт: нельзя было взять из каких-то  залежей все эти чипы определенного размера. Это совершенно новое. Наше. То, что банки всячески пропагандируют стикеры означает, видимо, что у них нет проблем с их производством»,  - говорит Николай Солабуто. 

Лидерство Тинькофф Банка Солабуто объясняет тем, что данный банк сразу создавался с определенным имиджем. «Имидж инновационного банка, который менял всю природу банковского сектора. И в рамках мейнстрима он, конечно, должен был лидировать, подтверждать свою инновационность. Для крупных банков это пока лишняя нагрузка на операционистов, на менеджеров. К примеру, имиджу ВТБ или Сбербанка эти стикеры особо сильно ничего не прибавят. Но мы всё равно будем видеть переход на новые продукты. Только для финансовых организаций, которые не собираются использовать новинки ни в маркетинге, ни в рекламе этот переход будет более медленный и долгий», - полагает Николай Солабуто. 

Эксперт платежной системы LIFE PAY Арсений Косенко настроен иначе: «Стикеры для оплаты — это скорее маркетинговый инструмент. Подобные «необычные» альтернативы картам выпускали и раньше: кольца, браслеты, брелки, которые также позволяли оплачивать товары с помощью NFC. Но мы видим, что такой способ не прижился в массовом формате». 

По оценке исследовательского агентства Smart Ranking, на конец первого квартала 2023 года объем рынка платежных стикеров составил около одного миллиона единиц продукта и около 400 млн рублей выручки от выпуска.  Потенциальная аудитория продукта оценивается в размере от 2,2 до 3 млн пользователей — столько iPhone было продано в России в 2022 году. 

Пока платёжные стикеры с NFC-чипом россиянам доступны только в семи банках и половина рынка стикеров приходится на одного игрока. К слову, Сбербанк, который тоже анонсировал выпуск стикеров,  выступил с тестовой партией и пока поставил проект на паузу. «На данный момент, согласно официальной информации, выпуск платежных стикеров прекращен, а банк развивает другие инструменты бесконтактной оплаты через Sber Pay: телефоном (для устройств на Android), онлайн через приложение банка, по QR-коду или по биометрическим данным», - уточняют аналитики Smart Ranking. 

Николай Солабуто отмечает, что платежный стикер-наклейка имеет точно такие же риски, как и пластиковые банковские карты. «К этому стикеру может присоединиться удаленно любой терминал. Стикер можно размагнитить, он может отклеиться и потеряться. Но все равно это удобно. И вписывается в мировую тенденцию «легкого кармана»  и отказа от наличных денег»,  - резюмировал Николай Солабуто.

Подпишитесь