Posted 28 мая 2023, 08:47
Published 28 мая 2023, 08:47
Modified 28 мая 2023, 08:49
Updated 28 мая 2023, 08:49
Елена Петрова
Жизнь российских таксистов только садист может назвать хорошей. Из-за санкций машины подорожали в два-три раза, оригинальных запчастей и масел нет, либо их можно купить по цене золотой пыли. В лизинге автомобили стали в разы дороже. Как результат – работа такси стала непривлекательной, и даже таксопарки не могут найти водителей. Это плохо не только для работодателей, но и для всей экономики. В такси занято более миллиона водителей, и половина из них – самозанятые. В регионах насчитывается десятки тысяч малых предприятий. Все они – налогоплательщики.
По закону, страховые компании обязаны заключить публичный договор страхования ОСАГО с каждым обратившимся к ним – будь то самозанятый водитель или транспортное предприятие любого размера. На практике страховщики отказывают половине обратившимся к ним таксистам.
В качестве причины отказов страховые компании приводят аргумент, который своей циничностью поразил даже видавших виды таксистов. Его АНО «Общественный Совет по развитию такси» и приводит в своем обращении к президенту Путину, которое они направили после того, как не получили ни одного вразумительного ответа по всей цепочке государственной власти от Администрации президента до Центробанка:
«Страховщики цинично заявляют, что отказы обоснованы экономикой страховых организаций, при этом отказываются раскрывать данные об убытках и анализировать кредитный портфель исходя из рисков конкретного перевозчика, а не «общего восприятия отрасли».
Получается, что у страховых компаний нет ни времени, ни желания проверить документы, которые предоставляют им водители, а им говорят, что, мол, у них самих денег не хватает, и им все равно, какие показатели по всей отрасли.
Администрация президента перенаправила обращение в Центробанк. Центробанк молчит.
Эта проблема не новая, еще в 2021 году таксисты начали бить тревогу. Введенный перестраховочный пул, который должен был бы исправить ситуацию, сработал, как всегда, в одном направлении: теперь страховые полисы в некоторых регионах стоят до 100 тысяч рублей. Если операционные расходы не покрывают доходы, кто же будет работать и платить налоги? Правильно, таких становится все меньше. На дорогах появляется все больше «черных» такси, а прошел говоря - "бомбил".
Ведь контролирующие органы в нашей стране тоже не особенно разбираются и только ужесточают требования. Теперь с 1 сентября, если у таксиста нет страховки, просто изымается лицензия. Можно себе представить, сколько «частников» появятся на российских дорогах 2 сентября.
Страховщики требуют дополнительных сборов с перевозчиков. Они пролоббировали закон No428641-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков легковыми такси», который предусматривает введение обязательного страхования жизни и безопасности пассажиров такси.
Его и будут принимать во втором чтении 30 мая в Государственной Думе.
В отрасли говорят, что закон не только вреден, потому что заплатят за него в конце концов пассажиры, но и избыточен. Дело в том, что все крупные службы такси уже предлагают механизмы добровольного страхования пассажиров. Малые предприятия и самозанятые из-за новых поборов только обанкротятся.
Обращение к президенту – это настоящий крик о помощи.
«Уважаемый Владимир Владимирович! Только Ваше личное вмешательство может остановить прессинг рынка легковых такси со стороны страховых компаний.»
Представители отрасли просят президента заставить все заинтересованные стороны начать диалог. Государственные органы – от правительства до Центробанка – должны разобраться в ситуации до того, как «взбесившийся принтер» Государственной Думы подмахнет законопроект, от которого выиграют только страховые компании.
«Просим Вас дать поручение Правительству РФ, Государственной Думе, Банку России совместно с отраслевым и экспертным сообществом комплексно проработать вопрос страхования ответственности таксомоторных перевозчиков, ввести мораторий на применение нормы Федерального закона No 580-ФЗ об аннулировании разрешения на право осуществления деятельности при отсутствии полиса ОСАГО а также отложить рассмотрение законопроекта No 428641-7»,- сказано в обращении а Главе государства.
Заплатят за поспешные решения, как всегда, граждане, те самые пассажиры, каждый день вызывающие такси.