Юлия Сунцова
Почему так много школьников и студентов вовлекаются в наркотический бизнес? Закладчиками часто становятся молодые люди, в том числе несовершеннолетние по простому принципу - это низшая ступень в наркобизнесе, и обладателям нежного мозга легче всего пуститься в мегарискованное предприятие.
Статистика (ее дают сами члены преступного мира!) говорит о том, что большинство наркозакладчиков арестовывают в первые 2-3 месяца участия. И сбыт наркотиков, который им вменяют - это тяжкая статья УК РФ с гарантированной высадкой на зоне (от 4 лет тюрьмы до пожизненного срока, чаще всего – на 8-20 лет). Так вчерашние школьники и студенты оказываются за колючей проволокой на долгие-долгие и лучшие годы своей жизни.
Наркозакладчики – одна из низших каст. Желающих всегда много, текучка огромная, поэтому, даже если по собственной воле уходит ценный кадр – всем плевать. Ценным считается тот, кто смог проработать больше полугода. А ежели человека приняли и отправили в СИЗО – вписываться за него тем более никто не станет, и неважно, каков «трудовой стаж» и какую прибыль человек принес «магазину» (шопу).
В преступных наркосетях, как выяснил корреспондент «НИ», несколько должностей:
- «Магазин» или шоп - это владелец. Он договаривается о партиях с контрабандистами, которые ввозят товар, например, из Афганистана, или с отечественными производителями. Но ни на каком этапе с наркотиками он не соприкасается.
- Зиц-председатель, барыга - человек, который за большую зарплату взваливает на себя организацию процесса. Это - максимальная верхушка, до которой можно добраться при тщательном расследовании. Вся деятельность барыги существует на флешке, которая в случае ЧП самоочищается за несколько секунд, не оставляя следов в компьютере. По понятиям свою зарплату он получает, главным образом, за то, что никогда не сдаст своего хозяина («магазин»).
- Оператор - координирует покупателей, мастеркладов, закладчиков, отслеживает логистику и навигацию сбыта товара, обучает и инструктирует низшее звено, штрафует, анализирует причины недостачи. За ним - последнее слово в спорах, например, по украденной закладке.
- Складмен – прячет на окраинах населенных пунктов мастерклады - большие партии наркотиков .
- Закладчики – забирают мастерклады с окраин городов, взвешивают и расфасовывают, а затем разносят по городу «магниты» и «прикопы» - разовые клиентские заказы.
- Трафаретчики – наносят на видных местах в городе рекламу шопов. Они рискуют нарваться только на административный штраф. Нанесение одного объявления занимает одну-две секунды, для этого используют трафареты и аэрозоли.
- Спортики – крепкие парни, объясняют складменам и закладчикам, что они сделали не так и каким образом можно исправиться. Работников-парней избивают до потери сознания, девушек - раздевают, стригут, обливают зеленкой и заставляют извиняться на камеру...
- Шкуроходы – профессионально ищут и крадут, обычно для перепродажи, плохо спрятанные наркокурьерами «стафы» - разовые заказы. Часто вычисляют и избивают закладчиков на маршрутах с целью отобрать всю партию сразу.
- Чайки – наркоманы, которые ищут плохо спрятанные стафы для личного употребления.
- Пэпээсники – основные ловцы наркокурьеров и мастеркладов.
Почему же так коротка профессиональная жизнь среднестатического наркокурьера? Начнем со второстепенных причин.
Около 85-90% закладчиков сами принимают вещества – колются и курят. Работа наркокурьеров предполагает ежедневные и многочасовые маршруты по городу.
Мастерклады обычно не хранят у себя в квартире, под эти цели арендуют помещения или гаражи подальше от дома, так как, если полицейские ловят с грузом на улице, первым делом едут с обысками домой.
Добраться до склада на отшибе населенного пункта, разнести и прикопать10-20 заказов по городу, сфотографировать места закладок, составить формуляры с фотоотчетами, координатами и описаниями мест и передать их операторам - на это уходит весь день.
Курьеры, страдающие зависимостями, не способны выполнять такие задачи системно и долго, они быстро выбывают из наркобизнеса. Разгуливающие по городу люди в НЕТРЕЗВОМ ВИДЕ сами по себе притягивают к себе внимание полицейских. А если еще при этом у тебя карманы забиты запрещенным грузом, то ты просто ходячая мишень.
Кстати, даже если до попадания в наркобизнес человек никогда не употреблял запрещенные вещества и проповедовал ЗОЖ, риск начать и втянуться – очень велик. Многие наркокурьеры пытаются таким образом снять напряжение после смен и делают это подручными средствами, сначала легкими. Через какое-то время – с повышением в должности, например, ответственность и напряжение на работе увеличивается, и эффект уже не вставляет. Приходится повышать уровень ощущений.
Существует два вида кладов. Пакетики с содержимым нарковеществом либо прикапывают, либо крепят к металлическим поверхностям на неодимовые магниты. Курьеры пользуются перчатками при раскладке и прикопов, и магнитов. В жаркое время года перчатки заменяет скотч, наклеенный на кончики пальцев.
Прикопы – это работа с землей, грязная обувь, следы на одежде, запачканные руки, а еще помимо самого груза - перчатки и лопатки при себе. Всё это не может не привлекать внимание полицейских. Как и постоянное оглядывание наркокурьера-новичка по сторонам.
Чаще всего профессиональная жизнь начинающих наркозакладчиков заканчивается при первой же встрече с полицией. И хотя пэпээсники не могут без весомых оснований досматривать человека на улице (весомым основанием может быть ориентировка и возбужденное уголовное дело в отношении конкретного человека), опытному стражу порядка бывает достаточно и беглого осмотра.
В ходе осмотра полицейские могут попросить вывернуть карманы, приоткрыть рюкзак. Даже если самих пакетиков и не видно, но человек при этом бледнеет, трясется и заикается и не имеет четкой «легенды», почему же он слоняется по кустам в этом районе уже десять минут – полицейские могут просто положиться на свою интуицию и рискнуть. Наручники, доставка в отделение.
В российских реалиях по пути в отделение могут и добросить и доподкинуть каких-нибудь своих веществ. Для надежности. Почему подкидывают?
По закону ношение небольшой дозы, буквально в пару грамм, но для каждого вещества установлен свой размер – сбытом не является, считается, что человек приобрел это для личного употребления – это административная ответственность. Полицейские, везущие подозреваемого в отделение, докидывают наркотики, чтобы в случае промаха сделать из подозреваемого не простого потребителя, а уже 100%-го сбытчика, не сорвать себе «палку».
Но большинство закладчиков за два-три месяца даже не успевают ни разу встретиться с полицейскими. Закладчиков ловят, потому что их сдают свои же «магазины».
- Ты приходишь за мастеркладом, берешь его, а через пять минут тебя принимают с весом. Или тебя берут на маршруте с закладкакми. Как такое возможно? Зачем магазинам сдавать своих закладчиков? Все просто: так они помогают полиции делать статистику, а полиция в свою очередь не трогает их шоп. Хорошая схема сотрудничества? Хорошая, для всех кроме закладчика, - делится своим знанием бывший наркокурьер.
Так случается, когда полиции нужно срочно закрыть месячный план или перед важным событием, например, выборами или чемпионатом мира по футболу понадобилось больше задержаний по наркостатьям.
Полиция идет к организаторам магазина, о деятельности которого им нередко известно. Выкатывают меню: выбирай – или сдаешь нам своих ровно пять пешек или будут проблемы.
Организаторов наркобизнеса нельзя назвать людьми высоких моральных устоев. Поэтому. Когда встает выбор – накрывают весь твой магазин или ты откупаешься своими наркокурьерчиками – долго не размышляют.
Закладчики и трафаретчики для наркобоссов - расходный материал. А еще с самого начала все в этой сети друг перед другом обезличены. Просто никнеймы в мессенджерах. Боссы не знают вас, не знают ваши семьи, не знают страшных историй о ваших долгах, больных родственниках, отсутствующих социальных лифтах и прочей беспросветной жизни.
Кстати, если у вас нет 30-50 тысяч для вступления в сеть (залог берут, чтобы новичок-наркозакладчик не сбежал с партией наркотиков), взамен у вас просят копию паспорта. Так вот таких «безнадежных» сдадут в полицию в первую очередь.
«Новые Известия» спросили у МВД России, какие программы реализуются по предотвращению вовлечения подростков и молодых людей в наркотический бизнес.
Обсуждается ли проблема несоразмерного наказания молодежи за участие в наркосетях? Как работают с тем фактом, что студенты обслуживают наркосети на низших должностях, а роль первой скрипки, роль организатора преступного сообщества всегда играют взрослые и очень циничные люди?
Из ответа УОС МВД РФ мы поняли, что некая работа ведется: мониторинг интернета, выявление сообществ, пропагандирующее лояльное отношение к наркотикам, просветительские лекции, рейды по местам досуга подростков, антинаркотические акции.
«Сообщаем, что в целях сокращения уровня распространения наркомании
среди подрастающего поколения органами внутренних дел активизирована
деятельность по установлению лиц, вовлекающих подростов в незаконный оборот
наркотиков.
На постоянной основе проводится мониторинг сети «Интернет»
для выявления противоправной информации, сетевых сообществ,
пропагандирующих толерантное отношение к незаконному потреблению
наркотиков.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации
от 26 октября 2012 г. No 1101 принято 19 594 экспертных решения об ограничении
доступа к интернет-ресурсам, распространяющим запрещенную информацию
о наркотиках.
С несовершеннолетними регулярно организовываются мероприятия
по повышению правовой грамотности, включая разъяснение навыков безопасного
поведения в сети «Интернет» и основных схем вовлечения подростков
в незаконное потребление и оборот наркотиков.
Всего в 2022 году в образовательных организациях с подростками и их
родителями сотрудниками органов внутренних дел проведено 734 852
просветительские лекции и беседы по правовой пропаганде, в том числе
на антинаркотическую тематику.
Обеспечивалось системное проведение рейдовых мероприятий по проверке
мест массового досуга молодежи с участием специалистов системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Для защиты несовершеннолетних от криминальных проявлений
в сфере незаконного оборота наркотиков продолжена ежегодная практика
реализации на федеральном уровне мероприятий антинаркотической
направленности, общероссийских акций и оперативно-профилактических
операций, в ходе которых в 2022 году организовано порядка 392,5 тыс.
профилактических мероприятий с общим охватом населения более 2 млн человек», - отвечает замначальника Евгений Артёмов.
Эффективны ли данные методы?
В МВД РФ заявляют, что по сравнению с 2021 годом в 2022 году число подростков, совершивших наркопреступления, снизилось на 12,9%. В том числе, на 25,5% сократилось количество несовершеннолетних преступников, привлеченных за хранение наркотиков.
А вот число подростков, причастных к сбыту наркотиков – в эту категорию входят как раз те самые закладчики, на которых мы останавливаемся сегодня, остается практически на неизменном уровне.
2022 год - 874 установленных причастных к сбыту наркотиков детей,
2021 год - 877 – установленных причастных к сбыту наркотиков детей.
Сколько детей просто поймано с дозами для употребления – неизвестно, МВД сообщает только, что с 2021 по 2022 год число административно привлеченных за наркотические дела несовершеннолетних снизилось на 5,5%.