Иван Зубов
Свежий опрос «Левада-центра»* (признан иноагентом в РФ) и ретроспективные данные показывают, что уровень религиозности российского общества на протяжении последних лет и десятилетия стагнирует или даже несколько снижается, несмотря на все усилия российских властей по внедрению религиозности в качестве элемента традиционалистской системы ценностей, составляющей основу новой государственной идеологии.
Так, в 2005 году о том, что религия играет в их жизни важную или довольно важную роль, говорили около 40% опрошенных, как незначительную или совсем никакую эту роль описывали около 60%. В 2007–2016 годах (как видно на графике) доля первых снизилась до 30–34%, а доля вторых выросла до 62–65%. В последние годы распределение вновь вернулось к уровням 2005 года и стагнирует. Причем доля тех, кто заявляет, что религия не играет никакой роли также несколько выросла со среднего в 21% в 2000–2010-х годах до 26% в последние годы.
В ответах на похожий вопрос, «насколько религиозными человеком вы себя считаете?», наблюдается вполне выраженный нисходящий тренд. В 2017–2018 годах о своей религиозности говорили 52–53% опрошенных. В апреле 2022 — только 45%.
Декларативная религиозность коррелирует с возрастом. Среди наиболее молодых относительно важную роль религии в своей жизни приписывают 34% опрошенных, среди старших возрастов — 43%. В ответах на вопрос о религиозности разрыв между старшими и младшими составляет те же 9–10 процентных пунктов.
По данным последней волны Всемирного опроса ценностей (World Values Survey, WVS, 2017–2022), называли религию важной или относительно важной вещью в своей жизни 49% россиян, и примерно столько же говорили об обратном. Из списка 90 стран мира, где проводился опрос, Россия по этом показателю оказалась на 61-м месте, то есть в нижней трети списка рядом с Тайванем, Литвой и Венгрией, далеко отставая от таких стран как Бразилия (85%), Греция (82%), Румыния (80%) и Польша (78%).
При этом 72% респондентов относят себя к православным, 7% — к мусульманам, еще 13% респондентов не относят себя ни к какому вероисповеданию и 5% определяют себя как атеистов, говорят данные социологов. Православие и религиозность для респондентов очевидно выражается в факте крещения (83%) или в других конвенциональных практиках, не требующих рутинного исполнения. Так, на православную Пасху богослужение посещало 5% опрошенных, тогда как красили яйца 70% и покупали куличи 39%. 43% опрошенных вовсе не посещают службы, а относительно регулярно (хотя бы раз в месяц) их посещают 12%.
По данным WVS, на вопрос о частоте посещения религиозных служб 39% ответили, что почти никогда или никогда не посещают церковь, 23% посещают только на праздничные дни, 9% — не чаще раза в месяц, что близко к данным российских социологов. По этому показателю среди 90 стран Россия занимает 70-е место, то есть опять находится в нижней трети. Схожий уровень религиозной индифферентности демонстрируют Венгрия, Канада, Вьетнам, Новая Зеландия и Великобритания.
Единственная связанная с церковной жизнью практика, которая демонстрирует рост популярности, — опыт крестничества. По данным опросов, в 2014 году 26% опрошенных говорили, что становились крестными, а в апреле 2023-го таковых было уже 42%. Учитывая, что общая религиозность или распространенность прочих церковных практик никак не изменились за эти годы, крестничество, скорее всего, становится еще одной празднично-декларативной, инстаграмной формой православной идентичности.