Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Консорциум покупателей утвержден самим президентом Путиным. В него, по сообщениям прессы, войдут Вагит Аликперов, Владимир Потанин, Алексей Мордашов и банк ВТБ. Известно, что новые владельцы хотят приобрести контрольный пакет в бизнесе. Осталось только определить, какую именно компанию они будут покупать. Это совсем не формальность, как может показаться.
Дело в том, что сейчас бизнес Яндекса не разделен, и он управляется голландской компанией Yandex N.V. Но ее покупать не будут. Для продажи будет создана новая российская «дочка», куда войдет российский бизнес компании. На сегодняшний день, это почти весь Яндекс, говорят эксперты. Его будущие покупатели оценили в 7,2 миллиарда долларов. По данным сайта Companiesmarketcup.com, рынок оценивает весь бизнес в 8,95 миллиардов долларов.
На пике капитализации в 2021 году Яндекс стоил чуть меньше 30 миллиардов долларов. Больше всего своей стоимости компания потеряла в 2022 году после начала боевых действий в Украине и введения санкций против нее и ее создателя и бывшего гендиректора Аркадия Воложа. Тогда акции обвалились больше, чем вдвое. С тех пор стоимость компании уменьшается, хотя и не обвальными темпами. В 2023 году Яндекс стоил 9,7 миллиардов долларов, в 2023 году он подешевел еще более чем на 7%. Аналитик Финам Леонид Делицын как оценивает оферту:
- Названные в прессе предприниматели готовы приобрести половину названной компании, то есть, это покупка на сумму в 3 миллиарда долларов. За половину Яндекса это выглядит очень даже соблазнительно. Однако есть информация не у Блумберга, а у российских СМИ, что контроль над акционерным собранием будет у некоторого менеджмента компании. Кто сейчас является визионером, кто сейчас определяет стратегию, тактику Яндекса, не очень понятно.
Яндекс сейчас – большой актив. Его выручка составляет 532 миллиарда рублей. Это, конечно, не Телеком или сырьевая компания, говорят на рынке, но это крупная корпорация, от которой власть в обмен за поддержку против американского конкурента Гугл уже требует социальной ответственности. Именно поэтому после начала СВО Яндексу пришлось продать новости. Теперь компания стала немедийной.
Традиционный для Яндекса рынок онлайн-рекламы им освоен. Для роста компании нужны новые направления. Агрегация такси – рынок большой, но бесприбыльный. Аналитики считают, что такси – это не самоцель, главное – выйти на рынок беспилотного транспорта и логистики. Если к этому прибавить электронную коммерцию, то создается горизонтально интегрированный холдинг.
В электронной коммерцией в Яндексе есть проблемы. На нем компания занимает только третью строчку. На первом месте – Wildberries с выручкой полтора триллиона рублей, на втором – Озон, напоминает Леонид Делицын:
- Яндекс – это такой актив на перепутье, у которого старый кормилец – поиск – не очень большой, а новые большие рынки, на которые он выходит, бесприбыльные, и он не занимает там лидирующие позиции.
Параллельно со сделкой по продаже идет разделение активов, напоминает Генеральный директор Института исследований интернета, главный аналитик Ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян:
- Последний год уже идут определённые изменения, в том числе, перевод части команды в зарубежные офисы. Это идёт независимо от процессов по сделке. Команда, работающая с российскими сервисами, безусловно, будет сохранена. В том числе, с перспективными сервисами – искусственным интеллектом, беспилотниками и так далее. То, что рассчитано на международный рынок, они, скорее всего, будут выделены в другую компанию.
С командой тоже есть проблемы.
- Все, кто мог, разбежались. Часть сотрудников перевезли в Ереван, Израиль, на Кипр и открыли там офисы. К сожалению, идёт отрицательный отбор, - говорит Интернет-эксперт Антон Меркуров.
С другой стороны, если Яндекс покинут несколько ключевых сотрудников, но сохранится ядро и творческая атмосфера, то создать среду для самореализации можно и нужно. Такие компании, как Яндекс – это не металлургический комбинат и не нефтянка, в ней методы сокращения костов и введение выработки действуют плохо.
- Может придти совершенно замечательный менеджер из другой отрасли и попытается сделать так, как ему привычно, как было раньше. Допустим, в металлургии. Но тут это не так. И креативная энергия сотрудников перестанет создавать лучший в мире продукт. А это сейчас важно. Сейчас над Яндексом навис Сбер, который позиционируется как король искусственного интеллекта. И Яндекс может вскоре восприниматься как устаревшая и отсталая система. И всё. Произойдёт то, что в своё время произошло с Рамблером, - напоминает Леонид Делицын.
Через утечки в прессе новые покупатели хотят донести до «города и мира», что они не собираются напрямую руководить Яндексом, отдав его управление менеджменту. Для всех участников консорциума есть определенная проблема. Все они сами известны тем, что принимают участие в оперативном управлении своими бизнесами. Яндекс- компания многомиллиардная, а предлагают им воспользоваться инструментами, которые обычно используют для управления стартапами. Обычно так поступают венчурные инвесторы, когда они вкладываются в стартапы в Силиконовой долине. Инвесторы владеют небольшими долями, и иногда число участников достигает до полусотни. Леонид Делицин вспоминает историю компании по краткосрочной аренде жилья для туристов по всему миру Airnbnb, у которой было около 30 инвесторов. Никто из них свои квартиры туристам не сдавал, но сами они сложились в этот сервис и не проиграли.
- Нас готовят к тому, что никто из них не будет трансформировать Яндекс в некий подсобный бизнес для своей сырьевой компании. Ни новаций, ни торможения не ожидается. Потому что чаще всего боятся этого, - говорит эксперт.
В российской бизнес-истории был один пример, когда самые богатые были призваны помочь другому бизнесу и заодно спасти свободу слова в стране. Речь идет об инициативе Анатолия Чубайса поддержать журналистский коллектив телекомпании НТВ и «скинуться» на новую телекомпанию ТВС во главе с Евгением Киселевым, объявленным теперь в розыск в РФ иноагентом. Кроме Романа Абрамовича, который сейчас, будучи миноритарием, видимо, будет участвовать так или иначе и в консорциуме Яндекса, там были другие миллиардеры. Но по политическим и бизнес-причинам, то объединение просуществовало год. А потом все разошлись. Как говорят участники того проекта, никакие решения провести было невозможно.
Однако с Яндексом ситуация не зеркальная, но по-своему сложная. Леонид Делицын напоминает, что страна сейчас борется на нескольких фронтах сразу:
- Ясно, что занимаясь Искусственным интеллектом, Яндекс не сможет находиться в стороне от задач обороны. Его платформа наверняка будет использоваться для безопасности, а может быть, даже в оборонной промышленности. Рано или поздно эти вопросы встанут.
Технологические компании, подобные Яндексу, живут, в том числе, потому, что ими управляют яркие личности и визионеры, подобные создателю Яндекса Аркадию Воложу. Сегодняшний менеджмент состоит из людей, рынку и публике не очень хорошо известных. Однако перевод компании под российскую юрисдикцию и назначение людей, менее чувствительных к санкциям, позволят сохранить компанию и провести ее в бурном море геополитики к спокойным берегам.
Только через несколько лет станет понятно, чем окажется планируемая сейчас сделка: общественным поручением, от которого нельзя отказаться, или удачным бизнесом. Впрочем, такая ситуация с вхождением в компании с нестабильной ситуацией возникает всегда. И неважно, покупают ли предприниматели сами, по своей воле или под воздействием внешних обстоятельств. Есть шанс, говорят на рынке, что через 5 лет, когда все успокоится, российские миллиардеры не только не потеряют вложенное, но и смогут с прибылью продать свои акции.