Posted 24 мая 17:30

Published 24 мая 17:30

Modified 24 мая 17:32

Updated 24 мая 17:32

Изображение материала

Спор о транзите нефти и газа через Украину: что будет с ценами на бензин в России

24 мая 2023, 17:30
Фото: 1MI

Для снижения цен на бензин России нужно новое СВО, а не транзит нефти через Украину

Несмотря на желание ввести как можно больше антироссийских санкций, власти Украины надеются сохранить транзит нефти и газа из России через свою территорию. На фоне дефицита федерального бюджета любые изменения в энергобалансе могут повлиять на благосостояние россиян. Разбираемся, как именно.
Сюжет
Бензин

Мария Соколова

Денег в российском бюджете катастрофически не хватает. Прошло почти 5 месяцев от 2023 года, а Минфин всё никак не может выполнить обещание сократить дефицит. Данные портала «Электронный бюджет» по состоянию на 23 мая показывают, что расходы превышают доходы на 4,35 трлн рублей. Тут уже каждая копейка на счету.

 

Как Украина влияет на бюджет России

Поставки российской нефти в Европу в 2023 году, по прогнозу вице-премьера Александра Новака, и так должны упасть с прошлогодних 220 млн тонн до скромных 80-90 млн тонн, а отказ Украины от транзита мог бы подкосить и эти цифры. Такие попытки уже были: в апреле госкомпания «Укртранснафта» предлагала повысить тариф на транзит сырья по нефтепроводу «Дружба» сначала на 25% с 13,6 евро до 17 евро за 1 тонну, а после — ещё на 23,5% - до 21 евро за тонну. Совокупный рост тарифов на 54% сделал бы российскую нефть куда менее привлекательной на европейском рынке, и в первую очередь в Венгрии.

Но пока в Европе не оценили такую попытку шантажа, и решение о новых тарифах не было принято. Теперь власти Украины развернулись на 180 градусов и хотят сохранить транзит российских углеводородов. Разворот в прыжке оказался настолько стремительным, что Киев даже задумался о возобновлении транзита российского аммиака по трубопроводу «Тольятти-Одесса» мощностью 2,5 млн тонн в год. Потребность Европы в доступных удобрениях может оказаться сильнее желания ужесточать санкции. Вообще мнение Европейских потребителей в вопросе поставок сырья куда важнее, чем мнение Украины.

Как бы «Укртранснафта» ни хотела сохранить транзит, его могут обрубить сами же европейцы. Премьер Чехии Петр Фиала заявил, что у его страны появился инструмент по избавлению зависимости от России: заключено соглашение об увеличении Трансальпийского нефтепровода TAL. Это позволит увеличить поставки нефти в Чехию с нынешних 4 млн тонн до 8 млн тонн и закрыть все потребности чешских НПЗ.

 

Нефть и бензин в России уже не подешевеют

Если нефть больше не идёт в Европу, значит она может появиться в России. Морской экспорт в страны Азии пока не способен компенсировать потери в Европе. За прошедшие 4 недели он составил 3,8 млн баррелей в сутки (518,3 тыс. тонн в сутки) против 3 млн баррелей в сутки (409,2 тыс. тонн в сутки) годом ранее. В Европе Россия потеряла порядка 140 млн тонн в год, а увеличила морские поставки только на 40 млн тонн в год.

Международное энергетическое агентство рассказывает о том, что экспорт нефти и нефтепродуктов из Росси достиг максимума с февраля 2022 года при цифре 8,3 млн тонн. Но ключевое слово здесь - «нефтепродукты». Поставки бензина с начала января по середину апреля выросли на 38% - до 1,8 млн тонн.

Так что сырой нефти в России много — НПЗ не столкнутся с дефицитом. Производство бензина в России выросло на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 11,8 млн тонн, а запасы топлива на НПЗ и нефтебазах достигли 2 млн тонн. Нехватка мощностей по переработке нефти тоже вряд ли грозит: программа модернизации НПЗ ещё не закончена. Соглашения с крупнейшими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНКи - крупные предприятия, которые сами добывают нефть, сами её перерабатывают, и сами реализуют) предусматривают модернизацию НПЗ до 2027 года и рост глубины переработки на 5,1 п.п. Так что потенциал для роста есть.

По всем рыночным законам избыток продукции должен приводить к снижению цен. Но рыночные законы в России действуют далеко не всегда. Уж точно не с не фтью. Недавний информационный вброс от Reuters о том, что Россия может запретить экспорт бензина, очень выгоден ВИНКам, которые выторговывают себе право получать субсидии от государства в виде демпфера в прежнем объеме.

Речь идёт о кругленькой сумме в 30 млрд рублей в месяц или 360 млрд рублей в год. Именно столько хочет сэкономить Минфин Антона Силуанова, изменяя параметры демпфера. 360 млрд рублей на дороге не валяются, здесь все методы хороши. Не подумайте, нефтяники у нас не бедствуют. Например, чистая прибыль «Роснефти» за 2022 год по МСФО составила 813 млрд рублей, а у «Лукойла» - 790,1 млрд рублей. Но дополнительные 360 млрд рублей очень привлекательны.

Динамика розничных цен на бензин в России с 2011 года. На графике выделено снижение цен в период кризисов.Динамика розничных цен на бензин в России с 2011 года. На графике выделено снижение цен в период кризисов.
Динамика розничных цен на бензин в России с 2011 года. На графике выделено снижение цен в период кризисов.
Фото: autotraveler.ru

Если демпфер сократят, то Минфин сэкономит сумму, которая покроет лишь 8,3% от нынешнего дефицита федерального бюджета, а люди получат рост цен на топлива: прибыль нефтяников надо поддерживать. Если демпфер не сократят, то никакой экономии у федерального бюджета не будет, а значит забуксуют многие социальные проекты. Цены же на топливо поднимутся на волне паники, но вряд ли потом снизятся. Опять за всё заплатят простые люди. Иного варианта нет. Исторически так сложилось, что цены на бензин в России снижают в мизерном, буквально гомеопатическом масштабе. И происходит это чудесное событие только в периоды совсем больших кризисов. Так было весной 2020 года, когда началась пандемия, и весной 2022 года - после начала СВО. Проходит пара месяцев, люди привыкают, и цены вновь растут.