Posted 23 мая 2023, 15:59

Published 23 мая 2023, 15:59

Modified 23 мая 2023, 16:01

Updated 23 мая 2023, 16:01

Сомнения постфактум: после окончания пандемии ВОЗ признала вред прививок от ковида

23 мая 2023, 15:59
Коронавирус из жизни людей никуда не уйдет, говорят ученые и ВОЗ. Однако вопрос о том, прививаться или нет, вновь обсуждается в мире. Долгое время качество вакцин и побочные явления от прививок были табу. Теперь и официальная медицина признает, что они есть.

Елена Петрова, Наталья Сейбиль

Всемирная организация здравоохранения изменила рекомендации по вакцинации от ковида. Прививки для детей отменяются, больше трех раз прививаться не стоит никому, и вообще – прививки показаны для рисковых групп населения, а не для всех подряд. Вслед за ВОЗ обновили свои требования и национальные службы. В Швейцарии, например, Федеральное управление общественного здравоохранения сообщило, что не будет выпускать никаких рекомендаций, а всю ответственность за вакцинирование переложила на самих врачей: если врач посчитает нужным, то тогда прививку делать нужно, но и отвечать за это решение будет он сам.

Прививка может быть сделана «только в том случае, если лечащий врач считает ее показанной с медицинской точки зрения в соответствующей эпидемиологической ситуации в конкретном случае, если ожидается временно усиленная защита от серьезного заболевания, и последняя доза вакцины была сделана не менее 6 месяцев назад», указывает Швейцарская комиссия по вакцинации.

Означает ли это конец вакцинации?

Побочные явления от вакцинации против ковида

С самого начала пандемии тема побочных явлений после прививки была полностью под запретом. Власти почти всех стран мира отмахивались от противников вакцинации и сомневающихся, как от назойливых мух. Стандартный ответ был такой: да, «побочки» есть, но они незначительны, идите и прививайтесь, иначе пострадают все вокруг. Когда люди страдали от «длинного ковида», а таких насчитывается до 5% от всех заболевших, они получали поддержку и сочувствие и от властей, и от страховок, и от сограждан.

Ольга Матвеева – врач-вирусолог, работает как в России, так и в США. Она говорит, что проблемы со здоровьем у заболевших этой формой ковида могут длиться годами:

- Национальный Институт Здравоохранения США (NIH) объявили об выделении более миллиарда долларов для финансирования исследований этого странного длинного COVID. Кроме того, администрация направила в Конгресс запрос на дополнительное финансирование для поддержки исследований причин возникновения осложнений и поиска эффективного лечения.

Сходные симптомы как при лонг-ковиде наблюдаются и у некоторых пациентов, перенесших вакцинацию. Однако им нужно еще доказать, что их нездоровье связано с тем, что они сделали прививку. Если они высказывали сомнения о пользе вакцинации, на них обрушивались все вместе – и власти, и журналисты, и возмущенные сограждане. Между тем, в немецком институте вирусологии имени Пауля Эрлаха известно о 333 тысячах случаев побочных явлений после вакцинации.  Это означает, что на 1000 доз вакцины возникают  1,78 случая побочных реакций и 5 серьезных случаев - на 20000 доз вакцины.

Самым известным последствием от прививок, произведенных компаниями Johnson & Johnson/Janssen и AstraZeneca, стали тромбозы. Вакцина Спутник тоже создана на аденовирусной платформе, поэтому исключать возникновение тромбов после Спутника тоже нельзя. Беда в том, что данных в открытом доступе в нашей стране нет. Американский Центр по контролю и профилактике заболеваний сообщил о 6 случаях среди более чем 6 миллионов человек, привитых вакциной COVID-19 от Johnson & Johnson/Janssen. Однако есть более серьезные осложнения, рассказывает вирусолог:

- Есть и другое редкое и крайне опасно осложнение,  так называемый Синдро́м Гийе́на — Барре́ (СГБ, острый полирадикулоневрит). Этот синдром могут провоцировать сами вирусные инфекции (СOVID-19 тоже) и, к сожалению, вакцинация, в том числе,  и против COVID-19. В научной литературе описано несколько случаев возникновения этого синдрома после ковидной вакцинации, но  к конкретной вакцинной платформе возникновение синдрома привязать не удалось. Исследователи пишут, что частота возникновения синдрома примерно 14 случаев на миллион вакцинаций.

В России известны как минимум 2 случая синдрома. В одном из них у молодого человека через неделю после вакцинации начали сначала отниматься ноги, а потом паралич распространился по всему телу. Опасность этой болезни в том, что если паралич дойдет до легких, человек не сможет дышать и умрет. Этот синдром настолько редкий, что врачи не могут его даже распознать

Сейчас ситуация медленно, но меняется. Во многих странах созданы реестры пострадавших от антиковидных прививок – в США, в Германии, в России.

Что не так с вакцинами от коронавируса

В тех же рекомендациях Всемирной организации здравоохранения не рекомендуется использовать вакцину, направленную против Альфа- и Дельта-вариантов. Теперь если вакцинация проводится, следует использовать препараты против Омикрона. В этом большая проблема с вакцинами – вирус мутирует так быстро, что старые прививки просто перестают действовать. Летом 2021 года в Москве была страшная эпидемия, болели 300 тысяч человек. Вакцина уже была, но вирусологи боялись, что она не будет действовать на Дельту. К счастью, этого не произошло. Однако когда пришел Омикрон, действие вакцины заметно снизилось.

Современные вакцины защищают очень короткое время, и это факт. В Швейцарии есть информация, что неиспользованными остались 26 миллионов доз, которые скоро будут никому не нужны. При стоимости одной дозы в 30 швейцарских франков в помойку выбросили полмиллиарда франков. Вряд ли ситуация в других странах чем-то отличается от богатой Швейцарии.

У вакцин есть еще один существенный недостаток: они защищают не от самой болезни, а от тяжелой формы и смерти, говорят вирусологи. Ольга Матвеева говорит:

- Нужны назальные вакцины: это значит закапал в нос, и вакцина выстроила защиту от вируса прямо в носу и в горле. То есть,  вирус даже войти в организм не сможет. С современными вакцинами не так: вирус войти может, только порезвиться – распространиться по организму ему труднее. Нужно закрыть ему вход. Была информация, что Спутник разработан в виде назальной вакцины. Увы, была ли такая вакцина эффективной,  мы не знаем. Не каждая вакцина, которую закапываешь в нос,  может хорошо защищать. К тому же, сейчас вирус уже поменял обличье, и нужен новый вариант защитной вакцины.

Фарминдустрия, власть и ответственность

Взаимоотношения между фармацевтическими компаниями и государствами прозрачными не назовешь. Например, все контракты Евросоюза и с Пфайзером, и с Модерной, которые выпускают самые распространенные в Европе РНК-вые препараты, строго засекречены. Известны только общие цифры – сколько доз было заказано. Через два года после начала пандемии выяснилось, что эти концерны посреди эпидемии Дельты-вируса решили повысить цены за дозу. Так, препарат Пфайзера стоил 9 евро, а стал 19. Модерна вообще подняла цену до 29 евро.

Просто так засудить фармгиганты, например, из-за побочных явлений, тоже не получится. В Европе нужно подавать иск к государству, а не, например, к Пфайзеру. В США американское правительство создало особый фонд, из которого выплачиваются максимум 250 тысяч долларов, если будет доказано, что заболевание стало следствием прививки.

СМИ все чаще сообщают о пострадавших от прививок, и их путь получить и необходимое лечение, и компенсацию за причиненный их здоровью ущерб долог и труден.

Саша Шварц привился от короны прививкой Astra-Zeneca еще в марте 2021 года, пишет DW , и второй раз Пфайзером. После этого тот, молодой и бодрый Саша исчез. Вместо него появился больной человек, который не мог встать с постели. Полгода врачи не могли поставить диагноз, только месяцы спустя в университетской клинике в Марбурге ему поставили диагноз «гипервоспаление иммунной системы в результате вакцинации». До этого все врачи рассказывали ему, что это не более чем психосоматика, и прививка безвредная. За 3 года Саша не получил ни цента компенсации от государства. Страховка отказала ему в процедуре очищения крови, рекомендованной врачами, потому что она стоит 16 тысяч евро. В Германии в апреле 2023 года начался первый судебный процесс. С немецким государством судится женщина, которая после вакцинации заболела миокардитом. Саше этот путь еще предстоит

Прививки от коронавируса и иммунитет

Вакцина Спутник V производилась на дорогом оборудовании, которое в срочном порядке было закуплено в пандемию. Однако теперь на всех площадках производят не вакцину, а другие препараты, например, от рака. Как пишет Форбс,  в 2022 году одни предприятия, производившие вакцину, не получали заказы от Минздрава. На других  говорят, что нет необходимости делать препараты, если 100 миллионов доз лежат на складе.

В 2023 году, говорит вирусолог Ольга Матвеева, мир находится на минимуме пандемии:

- Сейчас нас от массовой заболеваемости спасает не только вакцинный иммунитет, но и природный, который массово возник у невакцинированных как результат перенесенного заболевания. Однако  такой коллективный иммунитет не будет длиться годами. Скорее, через год, или даже меньше нас ждут новые вспышки заболевания, хотя, вряд ли они будут такими суровыми, как в пандемию.

Если российская вакцина не будет модернизирована, ее эффективность будет значительно ниже, чем при варианте Дельта, а побочные явления будут не меньше. И тогда сомнений  будет еще больше, нужно ли прививаться или оставить все, как есть.

 

Подпишитесь