«В России поставлено на учет около 496 тыс. лифтов, из них около 100 тыс. отработало назначенный срок службы в 25 лет», - данные Ростехнадзора.
Полномочия по контролю за эксплуатацией лифтов годами «гуляли» от структуры к структуре. В середине 2021 года в очередной раз еще более были усечены функции Ростехнадзора: полномочий следить ни за правилами, ни за техническим регламентом у федеральной службы не осталось. Контроль за уже запущенными лифтами перешел к управляющим компаниям.
Источник, знакомый с ситуацией в сфере лифтового обслуживания, отметил, что система претерпела колоссальную деградацию после того, как более 10 лет назад – в 2012 году – лифты вывели из-под надзора Ростехнадзора.
К чему привели разброд и шатания - показывает статистика. Ежегодно в России лифты «убивают» десятки человек. По данным Национального лифтового союза, за последние пять лет погибли 129 человек. 2018 год - 30 погибших, 2019 год - 34 жертвы, 2020 год - погибли 23 человека. На 2021 и 2022 годы пришлось 22 и 20 смертельных трагедий соответственно.
Статистика «лифтопадов» за 2023 уже насчитывает 62 инцидента и несколько смертельных трагедий.
Так, 16 мая в Калининграде в доме престарелых «Альтернатива» сорвался грузовой лифт, погибли 84-летняя постоялица. В начале мая в Москве в многоэтажке рухнул лифт, в котором ехал подросток (мальчика пришлось госпитализировать). В марте в Самаре произошел аналогичная трагедия, погиб 22-летний мужчина. В Москве на улице Тайнинской загорелся лифтовой холл, двери лифта оказались заблокированы. Погиб мужчина. Он задохнулся до приезда оперативных служб.
Ростехнадзор вступает в проблемное наследство
С 1 марта правительство вернуло Ростехнадзору полномочия по контролю за безопасностью использования и содержанием опасных технических зданий и сооружений. К ним относятся лифты и подъемные платформы для инвалидов.
Какое наследство досталось Ростехнадзору - цифры говорят за себя. Как ранее заявляла заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, к началу 2025 года в России необходимо заменить 93,6 тысяч лифтов.
А описать многолетний процесс - как менялись, ремонтировались и эксплуатировались лифты - можно одним словом. Бардак.
Чего стоит растянувшаяся на годы история с заменой лифтов в Татарстане и показательная война Татарстанской антимонопольной службы с крупнейшим российским производителем лифтов — ПАО «Карачаровский механический завод» (КМЗ).
Предприятие выиграло конкурс на замену лифтов в Казани и Набережных Челнах в многоквартирниках по программе капремонта, заказчиком которого выступал Фонд ЖКХ. Однако до заключения договора стороны так и не дошли.
В итоге региональная ФАС отстранила завод от участия в госзакупках на три года, а также включила «Карачаровский завод» в перечень недобросовестных подрядных организаций.
Да и ситуация на самом КМЗ складывалась уже непросто. В 2019 году завод получил банкротный иск от банка «Возрождение». В марте 2022 года по решени Арбитражного суда Москвы ПАО «КМЗ» было признано банкротом, была открыта процедура конкурсного производства.
С 2018 года доля КМЗ в производстве лифтов сократилась с 21% до 8,12%. Тем не менее, 3,2 тыс. лифтов завод в 2022 году произвел, несмотря на все проблемы, заняв третье место среди российских производителей, после «Щербинского лифтостроительного завода» и «Метеор лифт».
Заменить нельзя отремонтировать
Ситуация усугубляется и тем фактом, что обслуживанием лифтового оборудования в наши дни занимаются люди, чья квалификация оставляет желать лучшего. За уже запущенный лифт отвечает УК или ТСЖ. Управляющая компания несет ответственность и за диспетчерский контроль, и за техническое обслуживание лифта, включая его ремонт.
По факту, пусконаладкой зачастую занимаются механики «дяди Вани», умеющие «что-то да как-то подшаманить». Владельцы лифтов, как истинные коммерсанты, старались сэкономить там, где это возможно, и обслуживать лифту по минимуму.
С 1 марта управляющие компании попадают под контроль Ростехнадзора. Первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров отмечает важность такого шага.
«Когда будет введен надзор со стороны государственного органа - не так важно, важно, чтобы он был плановый, чтобы эксперт ходил к каждому владельцу. Важно понимание неотвратимости: что в случае, если что-то произойдет, виновность ваша будет определена, если вы не выполнили правила», - отметил Захаров.
Но важно и то, что сейчас внеплановые контрольные мероприятия будут проводиться и по просьбе рядовых россиян.
В Ростехнадзоре заверили: в регионах России ведомство организует работу с фондами капитального ремонта по вопросам замены и модернизации лифтов в домах. Россияне, которые обращаются в управляющие компании по поводу устранения проблем с лифтами, но остались неуслышанными, также могут направить свое обращение в местные органы Ростехнадзора.