Он поделился воспоминаниями об отце, рассказал об отношении к СВО, а также о том, собирается ли идти в политику и хочет ли вернуться в Россию.
О том, чем бы сейчас занимался Борис Немцов, если бы был жив
Вопрос, конечно, гипотетический, что бы он сегодня делал. Но я могу ответить так: он бы жил в соответствии со своими принципами. Это однозначно, да.
О дне убийства отца 27 февраля 2015 года
День складывался достаточно обычно. Я общался с одной девушкой, с которой мы вместе учились в школе. А потом так получилось, что я вечером лег спать и проснулся примерно в двенадцать ночи. Тогда мне стали поступать сообщения «соболезную» от очень большого количества людей. Я не мог понять, о ком эти сообщения. Почему? Потому что у меня в тот момент мама на самолёте летела и я думал, что, может быть, самолет разбился, она в списке жертв и это о ней. Это была первая мысль. Я посмотрел в интернете, самолет не разбивался.
Потом мне позвонила подруга и стала мне говорить: «Антон, а ты вообще понимаешь, что происходит?» Я сказал: «Нет». Она говорит: «Посмотри в интернете». Я зашел и прочитал новость, что отца убили. Я в этот момент в это не поверил. Я стал ему звонить, думая, что это фейк. Телефон не отвечал.
Когда я окончательно понял, что его убили, да, у меня началась такая реакция нервной системы, что меня начало рвать, и в итоге меня рвало где-то до 5 утра.
Когда стресс сильный, то все реагируют по-разному: у кого-то сердце, а у кого-то желудок. Такая была реакция. Я, конечно, ни на какой мост не поехал, и где-то в 6 утра я лег спать.
О карьере политика
Для того, чтобы серьезно заниматься политикой, нужно сначала состояться в какой-то другой области. Например, мой отец до того, как стать политиком, являлся очень мощным ученым, я бы так сказал.
Как говорили, он был физиком, близким к гениальности: остался бы он в науке, он бы, возможно, получил Нобелевскую премию.
У меня взгляд примерно такой же. Я сначала хочу состояться в какой-то другой области.
Я окончил МФТИ, помимо изучения научных предметов я ещё изучал бизнес, я учился на кафедре технологического предпринимательства, то есть это скачок больше в область бизнеса. Я работал в крупнейшей в России компании, связанной с криптовалютой, где был директором по маркетингу, занимался её продвижением. Сейчас я там не работаю, но остался её хорошим другом и помогаю людям с организацией майнинга, если им это надо.
В течение ближайших десяти лет я себя точно вижу в бизнесе, а не в политике.
Об обиде на отца
Обиды никакой нет, потому что у каждого человека, у него свой жизненный путь.
Но я могу сказать откровенно, возможно, кому-то это не понравится, но я считаю, что было бы лучше, если бы мой отец из политики ушел и был бы жив, как вариант, занимался бы бизнесом.
Но основное — это ушел бы из политики и был бы жив.
Потому что, как мне кажется, все-таки важней было бы сохранить себя в том числе и для семьи.
О смелости и опасениях за свою безопасность после убийства отца
После убийства отца я принял решение в России остаться, потому что мне не хотелось тогда уезжать из страны.
Почему сейчас решил уехать? Как я сказал, мы с женой захотели пожить за границей. Почему я не уезжал раньше? Потому что в момент убийства отца у меня не было семьи, и один без семьи я не мог находиться за границей.
…Я, кстати, думаю, что за мной, наверное, никто и не следил. Если говорить о смелости, то это одно из самых главных качеств отца, которое, конечно, надо было унаследовать.
Я, кстати, до конца не могу понять, унаследовал ли я его в полной мере, потому что, опять же, иногда я смелый, иногда нет.
Почему смелость — это важно? Потому что человек, который всего боится, ему некомфортно жить. Чаще всего с ним и не случается ничего, но основной риск в жизни — это не столкнуться с проблемами, а постоянно себя накручивать, боясь проблем и теряя от этого успех. Это и есть основной риск в жизни — потерять успех, боясь проблем.
Про годовщину убийства Бориса Немцова и народном мемориале на Большом Москворецком мосту
Ни организаторы убийства, ни заказчики убийства следствием до сих пор не были найдены. Это всё, что я готов сказать на эту тему.
Что касается памяти об отце, цветы на месте его убийства возлагаются, и я думаю, что это будет продолжаться еще долго. Людей оттуда не выгоняют.
Бывает, конечно, разное. Были случае, когда, так скажем, асоциальные элементы некоторых движений занимались уничтожением этой памяти, но сейчас вроде и они притихли. Вообще память о человеке нельзя уничтожить.
Если его хотят помнить и хотят ему приносить цветы, ну не уничтожишь эту память.
О нехватке внимания со стороны родителей в детстве и воспитании сына
Мне, безусловно, не хватало внимания родителей, потому что оба они очень много работали. Возможно, поэтому я стараюсь уделять своему сыну как можно больше внимания и заботы. Я не могу сказать, что у меня не хватает сил на своего ребенка из-за занятости, - больше не хватает времени.
Об установке мемориальной таблички отцу вместе с Ксенией Собчак
Когда Ксения Собчак пригласила меня на открытие мемориальной таблички на доме отца, я, конечно, пришел и, конечно, ее приколотил. Ну потому что раз меня попросили… Если меня просят поучаствовать в установке таблички моему отцу, то отказываться — это как-то странно. На этом мое взаимодействие с ней закончилось. Потом я еще как-то содействовал установке таблички в Нижнем Новгороде. Но я бы не сказал, что я этим прямо занимаюсь.
Об отношении к СВО
Я могу сказать на этот счет только одну вещь, мне очень жалко всех людей. На этом всё, что я могу сказать на эту тему.
О том, скучает ли по России
Ну я пока не скучаю. Но я уверен, что я в Россию обязательно вернусь.
Думаю, что в Москву (вернусь), по той причине, что всё-таки мой родной город – это больше Москва. Потому что я в Москву переехал в семь лет, да, первые семь лет жизни я жил в Нижнем Новгороде, но формировался как личность я в Москве, и это очень важно.
Я в Дубае с русофобией не сталкивался ни разу, здесь как раз русских любят. Я отдельно хотел бы сказать про другое.
Был один случай, когда один человек повесил на свою машину какую-то русофобскую наклейку.
Я не помню точно, какое было содержание, но когда это засняли на видео и послали в полицию, то человека депортировали примерно за сутки.
То есть здесь запрещено притеснение кого бы то ни было. И это правильно. Потому что страна, в которой соблюдаются законы, то есть правовое государство, оно должно запрещать любые притеснения.
Целиком выпуск с участием Антона Немцова можно посмотреть здесь.