Posted 19 мая 2023,, 06:51

Published 19 мая 2023,, 06:51

Modified 19 мая 2023,, 06:56

Updated 19 мая 2023,, 06:56

У каждого свой Балабанов: о наследии режиссера спорят спустя 10 лет после его смерти

У каждого свой Балабанов: о наследии режиссера спорят спустя 10 лет после его смерти

19 мая 2023, 06:51
Фото: Консерватор
Люди самых противоположных политических взглядов пытаются поставить Алексея Балабанова под свои знамена.

Иван Зубов

Исполнилось10 лет со смерти выдающегося российского кинорежиссера Алексея Балабанова (1959—2013). Напомним, что он умер почти сразу после премьеры своего последнего, и во многом пророческого фильма «Я тоже хочу», в котором сыграл самого себя, и в финале его герой тоже умирает. При жизни режиссера каждая его работа вызвала яростную полемику и множество самых противоречивых трактовок. И зрители, и критики гадали, то ли он издевается над своей страной и над своими героями, то ли наоборот – превозносит их. Но прошло целое десятилетие, а эти споры не утихают. А популярность его не уменьшается. Критики до сих пор видят в каждом новом российском авторском фильме влияние Балабанова, его образы используют модные исполнители в в своих клипах и песнях. Футболки с изображением героя фильма «Брат» Данилой Багровым носят до сих пор. Не мудрено поэтому, что отклики на печальную годовщину, появившиеся в социальных сетях, часто совершенно противоположны друг другу.

У Балабанова не было и не могло быть героя, который верит в идеалы

Публицист, последовательный приверженец демократического пути развития нашей страны Дмитрий Травин, к примеру, уверен, что Балабанов ушел, так и не увидев в России ничего позитивного:

«Чтобы понять поколение, построившее сегодняшнюю Россию, надо посмотреть два фильма. «Сталкер» Андрея Тарковского (1979 г.) и «Я тоже хочу» Алексея Балабанова (2012 г.).  Наверное, Балабанов сознательно делал свой собственный вариант «Сталкера», вступая в диалог со старшим коллегой через 33 года после появления шедевра Тарковского.

Герои «Сталкера» ведут интеллектуальные разговоры, как шестидесятникам и положено. Они рассуждают над экзистенциальными проблемами, читают стихи. Сталкер убежден в том, что человек должен верить в лучшее, стремиться изменить жизнь. И если сильно верить в то, что ты хочешь, мечта когда-нибудь сбудется. Фильм Тарковского – гимн шестидесятников, воспевающий стремление мечтать, надеяться на лучшее, ждать позитивных перемен.

У Балабанова пять человек едут искать колокольню разрушенной церкви, в которой, как в «Зоне», порой совершаются чудеса. Тех, кто достоин, оттуда забирают в иной, светлый мир. Трое героев, как и герои «Сталкера» не имеют имен – лишь профессии. Однако характер профессий совершенно иной. Вместо Сталкера, Профессора и Писателя появляются Бандит, Музыкант и Проститутка, окончившая в прошлом философский факультет Санкт-Петербургского университета, но не нашедшая приличной работы по специальности.

Впрочем, проблема тех, кто ищет счастья в современной России, не только в отсутствии денег и работы. Бандит преуспел в своем ремесле. Он богат и неуязвим для полиции. Музыкант, очевидно, тоже не бедствует. Но мир, в котором они существуют, столь отвратителен, что эти люди готовы все бросить и мчаться в далекое заброшенное село, отыскивая себе счастье.

Атмосфера фильма Балабанова совсем иная, чем в фильме Тарковского. Никаких философских разговоров (даже от дипломированного «философа»). Никаких сложных словесных оборотов. Никаких стихов. Текст песен Музыканта предельно примитивен и ориентирован, очевидно, на массового потребителя поп-культуры.

Искатели счастья пьют водку и с трудом выражают свои мысли примитивными словосочетаниями. Они даже не могут вспомнить чего-то яркого или забавного в жизни, поскольку сама их жизнь примитивна. Она, собственно говоря, вообще не жизнь, а выживание – стремление добыть денег для покупки еды, водки, квартиры, машины. Эти люди никогда не развивали интеллект, поскольку он им не был нужен для примитивного обустройства.

И главное. У Балабанова вообще не может быть героя вроде Сталкера – человека, который верит в идеалы. Бандит, Музыкант и Проститутка хотят воспользоваться ситуацией, то есть случайно подвернувшейся возможностью попасть в счастливый мир. Каждый из них – сам за себя.

Тарковский застал эпоху разочарования в коммунистических идеалах и, судя по «Сталкеру», тяжело переживал наступившую в 1970-х эпоху неверия. Балабанов, судя по фильмам, вообще не видел людей, имевших хоть какие-то идеалы: ни в позднем СССР, ни в пореформенной России, которые для него в равной степени жестоки и циничны. «Я тоже хочу» стал для него последней работой, своего рода подведением итогов. Снимая кино, режиссер знал, что сильно болен. Скончался он вскоре после того, как фильм вышел в прокат. Сегодня исполнилось десять лет с того печального дня».

Балабанов подарил России путь, по которому нужно двигаться

Однако, в эту годовщину Балабанова вспоминают не только как гениального режиссера, но и как боевого русского офицера, который прошёл Афганистан, был в военных командировках в Азии и Африке, закончил службу в ВМФ. Вспоминают его знаменитую тельняшку. То есть его пытаются привлечь на свою сторону и непримиримые противники российских демократов, Вот что пишет о наследии Балабанова военный корреспондент Кирилл Имашев:

«Давайте вспомним его самые популярные фильмы и посмотрим, как они воспринимаются в сегодняшние дни. Ведь через призму Балабанова можно рассматривать реальность, понимая её куда чётче.

Вот западные боссы во взаимодействии с украинской мафией разводят русских людей (родом из Киева) в истории хоккеиста Димы Громова. Первым ему пытается помочь брат, договариваясь с бандитами, но вместо разговора получает пулю. Тогда договариваться приходится его другу, но уже своими методами. На пути к справедливости происходит много убийств, иногда и вовсе забывается смысл всего похода, может, киевский друг уже и не так ждёт помощи от русских, но Данила Багров просто и по-русски уничтожает всё, что мешает ему добиться правды. И целей специальной военной операции.

Вот экзистенциальный ужас в «Грузе 200», когда над нашей молодой страной измываются с особой изощрённостью, а она не в силах ответить. И вся надежда — лишь на гордую Родину-мать, которая приходит мстить за своего мужа, что верил в утопический Город Солнца... Ведь тех, кто верил, ждёт возмездие, и страна заодно будет спасена.

Вот накопители первичного капитала в 90-е, впоследствии ставшие большими людьми. Смотря на историю становления нашей элиты в фильме «Жмурки», понимаешь, почему так часто не доходят броники до наших бойцов, почему от государства не было дронов на фронте, почему всё идёт так, как идёт.

 В «Войне» нет надежды на спасение капитана Медведева: Иван, простой русский парень из Тобольска, сообщает, что пленённого капитана готовы обменять во все госинстанции, но его не хотят слушать. В итоге Медведева освобождает сам Иван своими силами, имея лишь дух авантюризма, везение и, опять же, русскую тягу к справедливости. Набор любого добровольца, которым и стал Иван, угодив за это в тюрьму.

Балабанов показал реальность такой страшной, какой она на самом деле является. Он вскрыл болезни, которыми больно наше общество, и он же воссоздал образ русского героя и подарил надежду на то, что русский народ может стать коллективным Данилой Багровым. А Данила, как вы помните, всегда побеждал, ведь за ним — правда. Пересмотрите сегодня любой из фильмов — вы обязательно найдёте в нём что-то новое».

Необходимо отметить в заключении, что разнообразие трактовок творчества того или иного художника только свидетельствует о степени его таланта и его непреходящей ценности, и Алексей Балабанов здесь не исключение.  

"