ИРИНА МИШИНА
Пост в социальных сетях о том, как «Скорая» в Звенигороде приехала к больному слишком поздно, собрал за несколько часов десятки тысяч просмотров. Эта проблема оказалась для региона общей. Впрочем, не только для этого региона...
Жительница Звенигорода поведала грустную историю с открытым финалом о том, как вызванную Скорую ожидали около часа, а потом полдня колесили по региону в поисках профильной больницы. Автор поста пишет: «Вчера мой сосед потерял сознание, я вызвала СКОРУЮ. Стою с ним рядом на улице и мне приходит СМС: "Бригада прибыла на место". По факту никакой бригады нет! Я звоню в 112, там сбрасывают звонок. Бригада прибыла через 40-42 минуты!!! На мой вопрос «откуда вы?», отвечают, что из Кубинки. Соседа трясёт (камень выходил), девочки со СКОРОЙ сделали укол. Соседа экстренно не повезли, а ждали ещё минут 15, пока приняло Одинцово. Урологии у нас в Звенигороде НЕТ! У нас в Звенигороде ВСЕГО 2 бригады СКОРОЙ ПОМОЩИ. Направляют СКОРЫЕ из Красногорска по маршрутам. Считаю, что Губернатор Московской области не справляется со здравоохранением и рискует жизнями жителей!».
Под этим постом, в комментариях, я нашла еще с десяток душераздирающих историй о том, как в ожидании Скорой люди теряли надежду выжить.
Роман Емельяненко: «Сестре стало плохо, сильные боли в желчном пузыре начались. Где-то в районе 20:00 скорую вызвал, а она только в 11 утра следующего дня прибыла».
Звенигород Центр : «Спускать людей с лестницы приходиться самим, как-то тащили больного два инвалида, пенсионерка и я дистрофик, тоже с болячками, в следующий раз не мог тащить по здоровью. Заплатили молодым ребятам. Везут аж под Кубинку, это долго. И оттуда люди едут еще на такси, так что все выходит дороговато. Случай был, мужику плохо стало, Скорая так и не приехала, оказался приступ сердечный, мы позвонили врачу, и он проинструктировал. И зачем такая Скорая?»
Ирина: «Моего родственника с ишемическим инсультом из Старого Городка (где и находится подстанция) везли в Красногорск, причём ещё и место для госпитализации минут 15 ждали».
Очевидно, что объединение сельских поселений в единый городской округ привело к сокращению бригад Скорой помощи. Оптимизации жители должны быть обязаны и тем, что число больниц сократилось, в итоге профильные отделения приходится искать по всему Подмосковью. А ведь счет может идти на минуты…
Мы попытались связаться с Министерством здравоохранения Московской области и задать вопросы, каким образом рассчитывается количество подстанций и машин Скорой помощи в регионе после объединения сельских поселений, а также что с наличием профильных отделений в районных и областных больницах. Никакого ответа от Минздрава Московской области мы на момент публикации не получили. Если ответ поступит, мы его непременно опубликуем. Скажу больше: дозвониться до «Горячей линии» Минздрава Московской области в течение двух суток удалось с единственным результатом: чтобы слушать бесконечные длинные гудки.
Не дождавшись ответа министра здравоохранения области г-на Сапанюка, мы связались с врачом Скорой помощи Сергеем Сенчуковым, который работает в бригаде СП в Москве. Вот, что он пояснил:
«Сейчас все сельские поселения объединили в единый округ, и все изменилось. Если раньше было 2 бригады Скорой помощи на город , то теперь – на округ. Профильные отделения распределены по районным больницам. Не в каждой есть, например, нейрохирургия и урология, приходится везти в другие города. Как изменить проблему? Объективно надо добавить число машин Скорой помощи и поменять логистику. От оплаты врачей и фельдшеров тоже много зависит».
«По Москве, например, нареканий на работу Скорой практически нет. Служба полностью укомплектована, создано правильное расположение станций, нет дефицита кадров, хорошая информатизация. Но Москва – богатый регион. Если говорить о проблемах Звенигорода, то в Московской области меньше денег и, соответственно, больше проблем. Плюс там много сельских районов, большие расстояния и, соответственно, большие проблемы с доездом "Скорой". В тех регионах, где меньше средств выделяется на здравоохранение, там меньше зарплата у врачей и фельдшеров, отсюда дефицит специалистов», - считает ректор Высшей школы управления здравоохранением Гузель Улумбекова.
Руководитель Лиги защиты пациентов Александр Саверский вообще за то, чтобы объединить «Скорую помощь» Москвы и Московской области: «Московская область – сложный регион, он разорван, в центре его находится Москва. И постоянная проблема – врачи из области рвутся в Москву, где зарплаты выше. Можно ли ехать полтора часа, если у человека инсульт? Конечно это не допустимо и проще ввести экстерриториальное обслуживание».
Проблемы у Скорой помощи не только в Московской области, но и в других регионах. Достаточно почитать форумы и посты в Дзене. Такое ощущение, что «Скорая помощь» требуется сразу многим российским городам.
Степан Иванов : «Скорая помощь в Вышнем Волочке ехала на вызов, когда человек задыхался, целых 12 часов. Женщина умерла. Кто за это ответит»?
Карина Ш.: «В 23:19 вызвали скорую в Адлерском районе Сочи. Сейчас 6 :44 утра. Маме 52 года, давление 170, едут до сих пор. Звонила 2 раза. Можно умереть и воскреснуть. Хочется кричать от безысходности».
Eugene R. : «Прямо сейчас в Саратове ждем скорую. 8 часов, четырежды звонили. Всё один ответ: "ждите, обязательно приедем" и "много вызовов". Человек теряет сознание. Знаю, в стране в принципе туго с врачами на Скорой, но не настолько же...».
Светлана Горяинова: «Какие законные 20 минут?!!!! Вызвали скорую (приступ аппендицита), диспетчер разговаривает так, как будто я ей зарплату не выдала. Хотя их зарплата - это наши отчисления. Диспетчер сказала, что ждать можно до 5 часов!!! Какие им надбавки?!!! За что?».
Всего в России на сегодня около 10 тыс. врачей и 70 тыс. фельдшеров Скорой помощи. Средняя обеспеченность фельдшерами Скорой помощи составляет 4,8 на 10 тыс. населения.
«Ниже этого показателя обеспеченность врачами «Скорой» в Калужской, Тверской, Ленинградской, Ростовской, Новосибирской, Кемеровской областях, Приморском крае, Республиках Мордовия и Дагестан. Главная проблема со «Скорой» – это дефицит кадров, а это упирается в недостаточное государственное финансирование здравоохранения. Вместо нынешних 4% ВВП оно должно составлять как минимум 5%ВВП. Изменить ситуацию – задача финансово-экономического блока», - считает доктор медицинских наук, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова.
Выход из сложившейся ситуации давно ищут многие профессионалы. Известный российский врач, академик Сергей Багненко, который возглавляет «Российское общество Скорой медицинской помощи» уже много сделал, чтобы исправить ситуацию. Например, это общество помогло созданию стационарных отделений Скорой помощи при больницах, где не меньше 300 коек и не менее 50 госпитализаций по экстренной помощи.
Это специальные отделения, где обратившихся или привезенных Скорой помощью пациентов разделяют на три группы: экстренных сразу направляют в отделение реанимации или операционную, кого-то госпитализируют на койки в отделении, где проводят срочные диагностические исследования и лечение. Оставшиеся пациенты, чье состояние позволяет, ожидают своей очереди в специальном зале. Как правило, такое ожидание не должно превышать 4 часов.
«К тому же есть целесообразное предложение об оказании Скорой помощи экстерриториально. То есть если из другого региона к пациенту приехать "Скорая" может быстрее, то пусть так и будет. Есть также предложения объединить «Скорую» со службой медицины катастроф», - рассказала «НИ» доктор медицинских наук Гузель Улумбекова.
Пока реформы «Скорой» идут, пациентам надо запомнить несколько простых правил. Если после вызова прошло 20 минут, а «Скорая» не приехала, надо повторить вызов диспетчеру, указав характер необходимой помощи. Возможно, заявка была сформулирована некорректно, и ей придали неверный статус. Если и это не помогает - обратиться к руководству станции «Скорой». Сделать это можно онлайн или по телефону, в рабочее время жалоба наверняка поможет решению проблемы. В самом крайнем случае - написать заявление в управление Министерства здравоохранения или обратиться в правоохранительные органы. Если невыезд «Скорой» привел к последствиям, наступает уголовная ответственность.
Но кардинально изменить ситуацию со "Скорой" поможет только повышение федеральных дотаций на развитие здравоохранения. При этом не стоит забывать, что расходы на ОМС – это во многом взносы самого населения, и оно вправе знать, куда идут эти деньги. И если время приезда «Скорой» начинает массово превышать норматив, может быть, стоит снизить и отчисления на ОМС?
ПОСТ СКРИПТУМ. По нашей статье о жалобах на работу Скорой помощи принято решение провести проверку организации Службы скорой помощи в Московской области. Проверку проводит Территориальный орган Росздравнадзора по Москве и Московской области. О результатах мы сообщим нашим читателям.