Posted 16 мая 2023, 15:07
Published 16 мая 2023, 15:07
Modified 16 мая 2023, 15:09
Updated 16 мая 2023, 15:09
Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Фотографии с места ареста судьи впечатляют так же, как когда-то снимки квартиры хорошо известного в России миллиардера - полковника Захарченко. Сумма тоже похожая. У Захарченко нашли 3 миллиона евро, в киевской квартире судьи Князева – 2,7 миллиона долларов. И все-таки разница есть. Конечно, когда арестовывают за коррупцию человека, который по долгу службы должен с ней, родимой, бороться, остается осадок. Но с поличным задержан главный судья страны, а под подозрение попали ещё 18 членов Верховного суда Украины. С одной стороны, поражает решимость властей покончить с подкупом. Но с другой, каждый человек задаётся вопросом: а в первый ли раз судьи согрешили? Наверняка, что нет. И тогда под подозрением оказывается устройство государства. Если можно подкупить Верховный Суд, то что ещё продаётся в этой стране?
Если кто-то думает, что в России судьи неподкупны, должен просто зайти на сайт Квалификационной комиссии российского Верховного суда со списком дел судей, которые заподозрены в совершении правонарушений, от административных до уголовных. Взгляд на длинный список ответственных за правосудие в России, самих попавшихся за грехи и ожидающих своей участи, отрезвляет.
Доктор юридических наук, адвокат Людмила Анвар, говорит, что «зоны кишат судьями». И все-таки так просто судью ни задержать, ни арестовать, ни тем более посадить на срок нельзя.
В России уголовное дело в отношении судьи можно возбудить только с согласия квалификационной коллегии судей, хотя все зависит от его уровня. Если это районный судья, то требуется согласие квалификационной коллегии судей субъекта Федерации. Порядок такой: следствие обращается в прокуратуру. Она направляет ходатайство с просьбой возбудить уголовное дело в отношении судьи в квалификационную коллегию. Та, в свою очередь, соглашается с этим или отклоняет просьбу. Естественно, решение коллегии может оспорить либо сам проштрафившийся судья, либо прокуратура. Если судья более высокого уровня – окружного, областного или Верховного суда, то согласие должна дать Высшая квалификационная коллегия. Даже меру пресечения избирают с согласия коллегии.
- Судью могут задержать в том случае, если он был застигнут на месте совершения преступления. Например, судья убил кого-то и его застигли с ножом у руке рядом с трупом. В этом случае его могут задержать и сразу же обратиться в соответствующую коллегию для того, чтобы получить согласие. В том числе, по взятке. Взяли с поличным – могут задержать на 48 часов и решить вопрос с коллегией. – описывает варианты Людмила Анвар.
В Европе судьи не так защищены от уголовного или административного преследования, как в странах СНГ. Совершил преступление – тебя тут же отстраняют от должности, до суда, конечно, временно. Потом проводят расследование. Но могут и уволить по дискредитирующим обстоятельствам. Получается, что доверие к ветви власти важнее, чем честь мундира. В республиках бывшего Советского Союза добраться до судьи значительно сложнее. Это относится ко всем странам СНГ.
Проводить оперативные мероприятия против судей крайне сложно. Это государственные чиновники класса А, которые находятся под государственной защитой. Поэтому следят или прослушивают не судью, а того, кто дает взятку или его родственников.
- Допустим, родственники подсудимого ведут переговоры с судьёй о даче взятки, родственников могут прослушивать по решению суда. В том числе, наводить справки, наблюдать за ними, устанавливать наружное наблюдение. Всё это оформляется рапортами оперативных сотрудников. Что касается прослушивания, их прослушивают, снимают данные с записывающих устройств, расшифровывают, затем рассекречивают и передают следователю для приобщения к материалам дела. Судей не прослушивают, потому что это можно оспаривать в последующем. Процедура прослушки незаконна в отношении судьи, - поясняет Людмила Анвар.
Адвокат Анвар защищала в свое время судью Хостинского районного суда города Сочи Дмитрия Новикова. Он избежал наказания именно потому, что когда коллегия давала согласие на лишение его статуса, были допущены нарушения. Так судья не попал под суд – в первый раз. Дело длилось очень долго. Но потом он совершил мошенничество. Только тогда его посадили.
На сайте квалификационной коллегии можно увидеть очень много согласий на возбуждение уголовных дел против судей.
- К сожалению, эта система у нас очень сильно коррумпирована, особенно в южных регионах. У нас страна договорная, все привыкли договариваться. «Порешать»…
Так что в российском адвокатском сообществе известие о задержании главы Верховного суда соседней страны вызвало интерес. Но оно никого не удивило.