Иван Зубов
Очередной «шпионский скандал» потряс российское научное сообщество: на сей раз в «государственной измене» обвиняется ученый в области аэродинамики, доктор технических наук, сотрудник Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН Валерий Звегинцев (ст. 275 УК). Это уже третий ученый, в этой области, который подвергается уголовному преследованию. Ранее были арестованы Анатолий Маслов и Александр Шиплюк. Правда, на сей раз коллеги из его института не оставили этот факт без внимания и опубликовали открытое письмо, единогласно поддержанное на заседании ученого совета и опубликованное на институтском сайте. В нем ученые призывали спасти отечественную аэродинамическую науку «от надвигающегося краха» российскую аэродинамическую науку.
Письмо адресовано российским властям, и всему научному сообществу. Авторы уверены, что уголовное преследование сотрудников ИТПМ угрожает всей российской науке.
«То, за что нас сегодня награждают и ставят в пример другим, завтра становится причиной уголовного преследования. (…) За последний год трое выдающихся ученых-аэродинамиков нашего института – Анатолий Александрович Маслов, Александр Николаевич Шиплюк и Валерий Иванович Звегинцев – были арестованы по подозрению в совершении преступления по самой суровой статье уголовного кодекса – «Государственная измена» (ст. 275 УК РФ). Все они известны своими блестящими научными результатами. Их компетенции и профессиональная репутация позволяли им найти высокооплачиваемую и престижную работу за границей, но они не покинули Родину, посвятив свою жизнь служению российской науке».
«Новые Известия» дозвонились до одного из ведущих сотрудников Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ СО РАН), коллеги арестованного Звегинцева, но разговора не получилось.
«Что вы хотите от нас всех услышать? Что вернулись годы репрессий, как в 30-ые годы при Сталине? Что всю интеллигенцию, умнейших людей уничтожают? Да. Что молодые ученые теперь боятся даже близко подходить к науке и стоят в очередь на поучение «визы талантов» чтобы уехать из России? Да. Что это диверсия и террор против науки. Да. И что если вы назовете мою фамилию, то «черный воронок» приедет и за мной. Да. Мы потрясены, напуганы и уничтожены. Что могли и за что, надеюсь, не арестуют, написали в письме. Там умным людям все понятно», - крайне эмоционально заявил ученый из ИТПМ СО РАН.
Самое важное заключается, по утверждению авторов письма, в том, что деяния, за которые их коллеги могут провести за решеткой все оставшиеся годы жизни, представляют собой то, что во всем мире и в том числе в России, считается просто обязательной составляющей добросовестной и качественной научной деятельности – выступление с докладами на международных семинарах и конференциях, публикация статей в высокорейтинговых журналах, участие в международных научных проектах.
Авторы письма в растерянности, поскольку не только опасаются за судьбу своих коллег, но и сами не понимают, как работать дальше, коль скоро любой доклад или любая статья могут явиться причиной обвинения в госизмене:
«То, за что нас сегодня награждают и ставят в пример другим, завтра становится причиной уголовного преследования».
Как пишет в своем комментарии к этой новости сетевой аналитик Анатолий Несмиян, теперь «по факту любая научная публикация в открытой печати, даже прошедшая все положенные экспертизы на секретность, может стать поводом для обвинения в госизмене с тяжелейшими сроками.
P.S. Кроме арестованных в Новосибирске Валерия Звегинцева, Анатолия Маслова и Александра Шиплюка, в последние годы в госизмене обвинялись и другие российские ученые.
Так ведущий специалист НИИ «Роскосмоса» 78-летний Виктор Кудрявцев был арестован, несмотря на тяжелое онкологическое заболевание, и скончался в «Лефортово» в апреле 2021 года, спустя всего два месяца после ареста.
В конце 2020 года был арестован профессор МФТИ Валерий Голубкин, которого обвинили в госизмене из-за сотрудничества с европейским институтом.
Летом 2022 года в Новосибирске арестовали ученого Заведующего лабораторией квантовых оптических технологий местного университета Дмитрия Колкера, причем сделали это прямо в больнице — у него диагностирована четвертая стадия рака поджелудочной железы.