В 2023 году при попытке покорения высочайшей вершины мира может погибнуть как никогда много альпинистов, свидетельствует статистика. Большинство тел, вероятнее всего, так и останутся на подступах к Эвересту, пополнив и без того впечатляющее кладбище восходителей, поскольку спускать их вниз дорого и небезопасно.
С тех пор, как в начале 1900-х годов начался подсчет жертв Эвереста, погибло более 310 альпинистов. Смерти случаются там постоянно, но некоторые годы отличаются особенной урожайностью. Так, в 1922 году под лавиной, сошедшей с Северного седла, погибло сразу семь шерпов британской экспедиции. 1996-й унес жизни 15 человек: большинство погибло в ночь с 10 на 11 мая, когда в разыгравшийся ураган попали участники сразу нескольких экспедиций. В апреле 2014-го из-за схода лавины недалеко у Базового лагеря погибли 16 шерпов. Год спустя лавина, сошедшая в результате землетрясения, погребла под собой не менее 19 человек. 2019-й принес 11 смертей при восхождении.
Статистика 2023 года может стать самой печальной в истории, сообщает Business Insider. На это указывает по меньшей мере два факта. Во-первых, начало сезона восхождений уже привело к гибели 4 человек: в апреле погибли трое непальских шерпов, а в начале мая – первый иностранец, американский альпинист. Во-вторых, в этот раз Непал выдал рекордные 463 разрешения людям, которые хотят подняться на Эверест. Если включить сюда шерпов, которые сопровождают альпинистов, общее число людей, которые совершат попытку восхождения в сезоне-2023, приблизится к 900.
В мае, когда температура повышается, ветры стихают и погода становится особенно благоприятной, к вершине устремляются потоки, напоминающие ленту конвейера. Стремясь добраться до вершины, восходители зачастую готовы рисковать своей жизнью, даже если более опытные альпинисты предостерегают их от спешки. Особо опасны «пробки» из людей в так называемой «зоне смерти – части Эвереста, которая расположена выше 8000 метров над уровнем моря. Уровень кислорода там так низок и расходуется так быстро, что продолжительное пребывание без кислородных приборов приводит к нарушениям жизненно важных функций организма, потере сознания и наконец к смерти. Чтобы выжить, в «зоне смерти» необходимы кислородные маски, но и они не гарантия безопасности, если оставаться в разреженном воздухе слишком долго или испытывать сильный стресс.
«Королева Эвереста» Лакпа Шерпа – рекордсменка среди женщин по количеству восхождений, покорившая гору десять раз, – говорит, что при подъеме в 2018 году она насчитала у вершины семь тел, одно из которых «выглядело совершенно живым, ветер развевал его волосы». Это одна из проблем, с которыми связана гибель восходителей, – тела, которые сложно спустить вниз. Для этого необходимо прежде всего дотянуться до мертвеца, положить тело в сани или просто кусок ткани, привязать веревками и совершить контролируемый спуск.
Мало того что это очень дорого: спуск может обойтись в сумму до 70 000 долларов, это еще и очень опасно для эвакуаторов. Например, в 1984 году во время попытки такого спуска погибли два непальских альпиниста. Перед подъемом многие восходители оставляют завещание, в котором дают распоряжения относительно того, что делать в случае смерти с их телом. Это может быть транспортировка на родину, кремация и захоронение в Катманду, но некоторые заранее просят оставить их тело на горе. Возможно, дело не только в опасениях за жизни эвакуаторов и нежелании вводить в траты родственников, но и в готовности навсегда остаться на Эвересте, у «бездны мрачной на краю». Вот почему мертвые часто так и остаются лежать по ходу маршрута. В этом есть даже некоторый прагматический смысл. К примеру, от трагедии 1996 года на Джомолунгме остались «Зеленые ботинки» – тело индийского альпиниста Цеванга Палжора, служащее своего рода верстовым столбом, маркирующим высоту 8500 м на северном маршруте.