Posted 15 мая 2023,, 07:38

Published 15 мая 2023,, 07:38

Modified 15 мая 2023,, 07:43

Updated 15 мая 2023,, 07:43

Пациенты стали гораздо чаще жаловаться на кардиологов

Пациенты стали гораздо чаще жаловаться на кардиологов

15 мая 2023, 07:38
Фото: 1MI
По информации «Ъ», Всероссийский союз страховщиков (ВСС) в течение прошлого года зарегистрировал 370 тыс. нарушений при оказании медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ). Страховщики также получили 140 тыс. жалоб на качество медпомощи кардиологического профиля.

В этом году количество нарушений при оказании медицинской помощи по профилю «кардиология» продолжает расти, сообщили «Коммерсанту» представители ВСС. Если сравнивать с прошлым годом, то количество нарушений увеличилось уже на треть, достигнув отметки в 370 тысяч.

По сравнению с 2020 годом, когда было зафиксировано 260 тысяч нарушений, и 2019 годом, когда было 324 тысячи нарушений, ситуация значительно ухудшилась. В ВСС объясняют улучшение в 2020 году снижением числа плановых госпитализаций в связи с пандемией COVID-19. Люди стали реже обращаться к врачам, что привело к уменьшению количества нарушений. В 2022 году ситуация начала возвращаться к нормальному состоянию, и произошел рост плановых визитов к врачу на 20%.

«Негативная тенденция, утверждают страховщики, продолжается и в этом году: в первом квартале выявлено уже 90 тыс. нарушений», — отмечает «Ъ».

Чаще всего пациенты обращаются в медучреждения с жалобами на ишемическую болезнь сердца, перенесенный инфаркт миокарда, нарушения сердечного ритма, гипертоническую болезнь и сердечную недостаточность. По статистике страховых компаний, консолидированных в исследовании «Ъ», нарушения, связанные с превышением сроков проведения диагностических исследований, несвоевременной постановкой пациента на диспансерное наблюдение, проблемами преемственности в лечении, а также отсутствием консультаций и консилиумов, были самыми часто встречающимися при оказании амбулаторной медицинской помощи кардиологическим больным.

Также пациенты часто сталкиваются с нарушениями, связанными с диагностикой исследований и лабораторными анализами, отсутствием результатов обследований и консультаций в медицинской документации, а также с нерациональным назначением лекарственных препаратов.

Данные проблемы, по мнению экспертов, являются серьезными и требуют немедленного внимания со стороны медицинского сообщества для уменьшения количества нарушений и улучшения качества медицинской помощи. Вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов отмечает, что 2022 год стал рекордным по числу нарушений в рамках проведения экспертиз кардиологического профиля.

«Страховые медицинские организации зафиксировали также наибольшее за последние годы число обращений с жалобами на качество медпомощи от пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями — почти 140 тыс. таких обращений, что в 3,5 раза превышает показатель 2021 года», — сообщает «Ъ».

Врач-кардиолог клиники «Чайка» Алексей Эрлих в беседе с изданием указал, что страховщики являются финансово заинтересованными компаниями, взимающими штрафы с медучреждений при нарушениях в оказании медпомощи, но не клинических рекомендаций. Он также указал на неоднородную структуру по регионам, используя для примера нарушения, связанные с ненаправлением пациентов в вышестоящие медорганизации. Специалист также заявил о недостатках в работе страховых организациях.

«К сожалению, страховая система выстроена так, что прием специалиста покрывается ОМС, а покупка лекарств — нет, и это неправильно», — заявил Эрлих.

Сопредседатель ВСС Юрий Жулев в беседе с изданием рассказал, что чаще всего пациенты сами покупают лекарства из-за лечения в частной клинике или из-за неосведомленности. По его словам, пациенты также не всегда проходят положенный курс лечения, а также отметил, что действующие программы поддержки доступны не всем. В частности, эксперт указал, что пациенты с хронической сердечной недостаточностью не участвуют в льготной программе, которая распространяется только на тех, кто перенес острые состояния.

"