Место из волшебного сна: как выглядит самая красивая деревня Франции

15 мая 2023, 10:18
Среди множества достопримечательностей французской деревни Апремон-сюр-Алье есть и произведения, сделанные по эскизам сына знаменитой русской художницы Зинаиды Серебряковой Александра.

Все экскурсии во французской деревне Апремон-сюр-Алье, тамошнему замку Апермон и парку, разбитому вокруг, начинаются с фразы: «Апремон входит в 10 самых красивых деревень Франции, а по мнению многих занимает в этом списке первое место». Популярный российский блогер Мария Стрельцова побывала там не один раз, и, наконец, решилась рассказать об уникальном месте:

«Итак, французская деревня Апремон-сюр-Алье, замок Апремон и самый красивый из виденных мной сад Parc Floral находятся примерно в двух часах езды на юг от Парижа.

И это действительно невероятно красивый уголок, где нет ни лишней надписи, ни электрического столба, где куда ни повернись - продуманный кадр, возле каждого дома свой в меру ухоженный, в меру заросший садик, чудесная тихая набережная реки Алье, замок с музеем и тот самый парк.

Место из волшебного сна, история которого заслуживает отдельного рассказа.

Первые строения замка Апремон относят к 12 веку, что для этих мест не редкость. Не буду углубляться в перечисление титулов и чинов, из рук в руки коих замок переходил вплоть до 18 века, а вот затем он оказался во владении как будто бы одной семьи, но интересно вот что: наследницами всегда оказывались девочки, поэтому «фамильное название» замка постоянно менялось, так как наследницы принимали фамилию и титул мужа.

Кратко эта история рассказана так:

«В 1602 году замок покупает Франц Роффиньяк. Его потомки продают его в 1722 году Луи Мари Виктору - граф де Бетюн. С этого времени он останется в этой же семье по женской линии: Бетюн, Массеран, Сен-Совер, Шнейдер и Бриссак».

К концу 19 века и замок, и деревня находились в упадке. Одна из наследниц, Антуанетт Массеран была прекрасна, хоть и бедна, и не имела недостатка в поклонниках. Один из них, Эжен Шнайдер, совсем не аристократического рода человек, но владелец практически всей сталелитейной промышленности тогдашней Франции, был так очарован прекрасной аристократкой, что, навестив с ней «ах, то место, где прошло моё детство, я так по нему скучаю», пообещал ей выкупить замок и деревню и вложить любые средства в то, чтоб крошка сделала на любимой даче капремонт - если она, наконец, станет его женой.

Антуанетт ещё немножко подумала, согласилась, и Эжен сдержал обещание. В приходящую в упадок деревню и замок на горе была влита золотая кровь стремительно богатевших буржуа - Шнайдеров и Ситроенов (они родственники).

Сам Эжен Шнайдер тоже был очень увлечён восстановлением и украшением Апремона. (К слову сказать, все дома, кроме какого-то одного, его историю пока я не раскопала, в деревне принадлежат одной семье, все, кто живёт в Апремоне - арендаторы. Одним из условий жизни здесь является устройство и поддержание собственного сада перед каждым домом. Интересно, единственный владелец своего дома тоже играет в эту игру, или в пику соседям устроил там клумбы из шин?).

Там, в замке есть семейный музей, открытый для посещения, в котором можно увидеть все этапы реконструкции, историю семьи, там очень много поворотов и ухабов (чего стоит хотя бы то, что фронт с Германией во время II мировой проходил в двух километрах от Апремона), здесь у меня не хватит сил и места всё это описать.

Перейдем к саду. Вот что написано во французской статье о саде: «Когда она (Антуанетт) потеряла сына (Анри-Поля) 22 лет, который погиб в 1918 году в воздушном бою , Антуанетта попросила своего супруга, который видел ее страшное горе, дать ей возможность разбить в его память сад.

Вкус к садоводству она передала   внуку, Жилю де Бриссак, который принимает решение о создании в начале 1970-х годов «Парка Флораль» в Aпремоне»

То есть, парк был заложен еще самой Антуанетт, но свой уникальный сегодняшний вид приобрёл благодаря её внуку, Жилю де Бриссаку (это имя знакомо любителям роз, потому что есть сорта «Жиль де Бриссак», выведенные именно в этом саду.

Жиль несколько лет до этого провёл в Англии, откуда вынес любовь к ландшафтным садам. Парк Апремона, на мой взгляд, прекрасен тем, что в нем максимально удачно сочетается пейзажный стиль и французские «регулярные», геометрические фрагменты сада.

С Жилем де Бриссаком над садом работал его друг, знаток флоры всего мира (именно он сумел собрать в этом парке дендропарк из деревьев всех частей света), ботаник и садовник Тони Пупин (да, фамилия смешная).

Удивительной особенностью этого парка стала «малая архитектура», павильон, беседка и китайский мостик, а также изразцовые панно внутри павильонов, сделанные по эскизам Александра Серебрякова, одного из детей художницы Зинаиды Серебряковой. Сами эскизы запросто выставлены в билетно-сувенирной лавке парка, там же можно купить и саженцы местных знаменитых роз.

Сестра Жиля, Эльвир де Бриссак - знаменитая французская писательница, её книги переведены в том числе и на русский язык. Она до сих пор жива, ей 84 года, и она живёт в Апремоне, хотя у семьи и помимо этого замка, в общем, есть где жить.

Современного наследника Апремона, и, очевидно, всего остального капитала, по свидетельству местных жителей, можно запросто встретить в вагоне обычного поезда Невер-Париж, в котором он регулярно ездит «по делам семьи» в столицу с небольшим портфельчиком, а может, даже и с рюкзачком.

#Культурное наследие #Культура1 #Парки #Путешествия #Игорь Зотов #Аналитика #Культура #Изобразительное искусство #Цветы #Франция #Культурная жизнь #Искусство #Деревня
Подпишитесь