Превратились в тыкву? Что россиянам делать с дронами во время запрета на полеты

12 мая 2023, 09:31
В России ужесточились правила относительно частных беспилотников. Ряд регионов закрыли небо на фоне атаки Кремля украинскими БПЛА. Профессиональны «воздушной» отрасли сидят без работы, а любители уже распродают дроны. Ситуацию усугубляет тревожность общества относительно беспилотников.

Беспилотник, дрон, БПЛА – стали главными словами этой весны. В СМИ ежедневно появляются сообщения об атаках в приграничных районах РФ с помощью дронов, или о падении беспилотников в регионах центральной России. Кульминацией этого воздушного противостояния стали украинские БПЛА, сбитые над Кремлем. После этого на фоне праздничных мероприятий в обеих столицах вообще запретили запускать дроны. Ряд регионов так же закрыл небо: сроки везде разные: до 11 или до 15 мая, а кто-то и вовсе до особого распоряжения. При этом вводить запреты на использование воздушного пространства в регионах начали еще в 2022 году. Всего около 50 субъектов ограничили или полностью закрыли свое небо для дронов.

При этом наказание за нарушение запрета довольно суровое. Так за нарушение использования воздушного пространства (статья 11.4 КоАП) для физических лиц предусмотрен штраф от 20 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — 100-150 тысяч, для юридических — 250–300 тысяч рублей. За запуск квадрокоптеров лицами, у которых нет разрешения на использование воздушного пространства штрафы: 30-50 тысяч для физлиц, 300-500 тысяч для юрлиц. Кроме того, если во время полета был причинен тяжкий вред здоровью или смерть человека – например, дрон упал – то может быть возбуждено уголовное дело по статье  271.1 УК РФ, которая предусматривает тюремный срок до пяти лет.

Введенные меры болезненно отразились на профессиональном сообществе дроноводов. Это довольно большая группа людей, которые фактически ведут малый бизнес с помощью квадрокоптеров. Кто-то снимает видео на заказ, кто-то занимается геодезией или сбором данных для ЖКХ и сельского хозяйства. Кто-то по заказу экстренных ведомств занимается поиском пропавших или мониторингом лесопожарной обстановки. Спектр услуг, которые оказываются с помощью беспилотников довольно большой. В чатах операторов БПЛА бурно обсуждают запреты в тех или иных регионах, но все признают, что сейчас остались без работы.

По словам руководителя школы пилотов дронов Михаила Зяблова, в ряде регионов запрет на полеты не полный, и разрешение на использование неба все-таки можно получить. Но там, где запретили все, отрасль оказались под угрозой.

«Некоторые регионы ввели «умный запрет», - рассказал собеседник, - здесь запрещено летать только на стратегически важными объектами. А над остальным воздушным пространством, можно по разрешению, которое получается в рамках обычной процедуры. Считаю, что это наиболее правильный вариант. А там, где введен полный запрет отрасль находится в упадке. С одной стороны мы имеем инициативу от правительства, на самом высоком уровне по развитию беспилотной авиации, и это очень радует. Звучат мнения о снятии административных барьеров на использовании воздушного пространства. С другой стороны, мы имеем такие тотальные запреты. Многие у нас стали просто безработными. Мы все должны понимать, в какой ситуации находимся. и нужно найти какое-то компромиссное мудрое решение. С одной стороны сохранить безопасность, а с другой стороны не дать загнуться отрасли на местах. В России беспилотная авиация исторически развивается с низов. Она держится исключительно на тех, кто начинал как энтузиаст, кто сам паял эти коптеры, летал, учился. Государство только сейчас начало заниматься этой темой. Но пока девяносто процентов развития отрасли - это частники. Поэтому тотальное запрещение, которое касается в первую очередь частных пилотов, очень здорово бьет по отрасли».

 

Будут ли новые запреты?

 

Как рассказал Михаил Зяблов, до атаки беспилотников на Кремль, в экспертном сообществе велась дискуссия о том, как соблюсти баланс между развитием отрасли и безопасностью. Но пока все поставлено на паузу.

«Высказывались самые разные мнения, но пока все ждут, - говорит он, - думаю, что оптимальным будет некое умное регулирование, когда были выделены бесполетные зоны, и территории, где можно получить разрешение на полет. Раньше это была сложная процедура, но сейчас все делается в несколько кликов и доступно каждому. Ты регистрируешь свой дрон, подаешь запрос на использование воздушного пространства и летаешь легально. Другой вариант – это создание в регионах списков проверенных пилотов, которые могли бы выполнять необходимые рынку работы. Важно, чтобы отрасль как-то дышала, многие сейчас просто потеряли работу».

При этом операторы дронов внезапно оказались под давлением общественности. В профильных чатах обсуждаются случаи, когда ГИБДД, увидев в багажнике беспилотники тщательно проверяла водителя, или когда дроновода пишут в соцсети незнакомые люди с угрозами «сдать куда следует». Дронофобия проявляется по разному. Так в Петербурге вызвали полицию из-за странного объекта в небе, которым оказалась крупная чайка.

Автор проекта «Дорожный инспектор», который рассказывает о работе ГИБДД Петербурга описал историю с изъятием дрона, который молодой человек нес в руках.

«Сотрудники полиции остановили прохожего, который оказался гражданином республики Беларусь. При нем обнаружен квадрокоптер FVP, - сообщил «Дорожный инспектор», - гражданин рассказал историю, что дрон несет, чтобы обезопасить от кота, который постоянно грызет лопасти. Это было в 4-ре утра. В итоге, дрон изъяли для выяснения обстоятельств».

 

Что делать дроноводам-любителям

 

В Росавиации официально зарегистрировано около 70 тысяч беспилотных летательных аппаратов. Но реальное количество намного больше, так как люди, купившие дрон как игрушку или для хобби, редко его регистрируют. А штраф за отсутствие регистрации не большой 2500 рублей.  

На фоне запретов многие задумались о том, чтобы продать свои дроны, которые стали бесполезны. В издании Mash обратили внимание на то, что объявлений о продаже беспилотников становится все больше, а цены на них пошли вниз. 

«Россияне стали массово продавать квадрокоптеры после запрета на запуск беспилотников в десятках регионах страны. Цены упали в два-три раза. Например, новый Mavic 3T, стоивший 300 тясяч, можно купить всего за 108 тысяч рублей», - пишет издание.

Михаил Зяблов предлагает дроноводам-любителям просто подождать, когда ситуация изменится, так как рано или поздно будет найдено какое-то решение.

«Мы сейчас живем в очень непростой ситуации, есть повышены требования к безопасности, и это надо понимать. Конечно сейчас этим людям, которые купили дрон в качестве игрушки, лучше пока не летать. Но все это временно, - говорит эксперт. – Было очень хорошее предложение от одного из сенаторов, возле крупных городов выделить территорию, какое-нибудь поле, где любители могли бы летать без ограничений. Это бы закрыло часть проблем с любителями. Приехал, полетал, потренировался, без нарушения закона, и никому не мешаешь».

#Технологии1 #БПЛА #Дронофобия #Дрон #Беспилотник БПЛА #Россия
Подпишитесь