Мыло с кокосовой отдушкой – надежный репеллент от комаров, выяснили биохимики

11 мая 2023, 12:54
Почему комары атакуют одних людей и равнодушны к другим? Небольшое исследование показывает, что мытье кокосовым мылом может быть надежным спасением от комаров. Запах кокоса действует на кровососущих как репеллент независимо от индивидуального профиля запаха конкретного человека.

В журнале iScience опубликовано исследование биохимиков из Технологического института Вирджинии, которые исследовали, как уязвимость людей перед комарами может быть связана с их гигиеническими привычками. «Это простой вопрос с очень сложным ответом, – цитирует NBC ведущего автора исследования Клемента Винаугера. – Важнее всего то, как химические вещества в мыле сочетаются с химическими веществами, присущими конкретному человеку».

Уникальный запах человека представляет собой сочетание более 350 химических веществ. Некоторые из них вырабатываются организмом, другие – бактериями, живущими внутри человека и на его поверхности. Одни и те же химические вещества присущи всем людям, но в разных соотношениях, и некоторые из этих комбинаций привлекательны для комаров, а другие их отталкивают.

Существуют ситуации, которые могут поменять интерес комаров: это беременность, болезни, физическая активность, которые сдвигают баланс химических веществ в организме. Свою роль могут сыграть и ароматные субстанции, которые мы на себя наносим: парфюмы, лосьоны, мыло. «Примечательно, что одна и та же особь, которая чрезвычайно привлекательна для комаров, когда она немыта, может стать еще более привлекательной, вымывшись одним мылом, а затем стать отталкивающей благодаря другому мылу», – говорит Винаугер.

Как проходило исследование

Американские исследователи попросили четырех добровольцев помыться мылом четырех разных марок: Dial, Dove, Native и Simple Truth. Каждый участник мыл мылом одно предплечье, а другое оставлял нетронутым, после чего на час надевал нейлоновые «рукава». Вся процедура повторялась с тремя другими мылами. Затем исследователи сняли пропитанные запахом «рукава», положили их в чашку, а чашку поставили в клетку, полную насекомых вида комар желтолихорадочный (кусака желтолихорадочный, Aedes aegypti). Эти комары являются переносчиками лихорадки денге, чикунгуньи, желтой лихорадки, вируса Зика и некоторых других опасных инфекций. Исследователи наблюдали за тем, насколько активно самки комаров (только самки питаются кровью) садились на образцы ткани, чтобы составить представление об их предпочтениях. «Рукава» из нейлона использовали не только чтобы уберечь людей от покусов, но и чтобы исключить воздействие выдыхаемого углекислого газа – для комаров это важный сигнал к нападению.

Все четыре вида мыла содержали лимонен – соединение, содержащееся в цитрусовых. Оно часто используется как средство от комаров, однако, несмотря на это, три из четырех видов мыла оказались привлекательными для комаров. Странным было и то, что образцы запахов вымытых рук содержали повышенное количество химического вещества терпена, который известен отталкивающим свойством, но комаров, наоборот, привлек. Возможно, причина в том, что на практике определенные ароматы не действуют сами по себе, а лишь усиливают отталкивающие или привлекающие соединения, естественным образом присущие организму человека.

Какое мыло оказалось фаворитом

В конце концов ученые определили четыре химических вещества, которые комарам нравились, и три, которые их отпугивали. Среди последних оказались соединения бензальдегид, бензилбензоат и γ-ноналактон. Но лишь один аромат обладал стабильным отталкивающим действием в отношении кровососов – запах кокоса. Мытье с помощью Dove, Dial и Simple Truth, имевших другую отдушку, лишь повысило привлекательность некоторых добровольцев для комаров, в то время как мытье с кокосовым мылом Native, как правило, кровососов отпугивало.

Предыдущие исследования также показывали, что комары не являются фанатами кокосов. Тем не менее неясно, отпугивает ли комаров кокосовый аромат сам по себе, или же запах кокоса усиливает действие одного из природных химических веществ на коже человека, которое является репеллентом. Также неясно, касается ли это всех двух сотен видов комаров, которые пьют человеческую кровь, или же работает лишь в отношении кусаки желтолихорадочного, участвовавшего в исследовании.

Исследование опубликовано в журнале iScience.

#Наука1 #Лето #Наука #Комары #Здоровье #Гигиена