Владимир Путин в среду снял запрет на полеты российских авиакомпаний в Грузию. Утратившим силу признан указ от 21 июня 2019 года № 287 «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий». Он вводил запрет российским авиакомпаниям осуществлять воздушные перевозки, в том числе коммерческие, на территорию Грузии. Этим же указом туроператорам и турагентам рекомендовалось на время действия запрета воздержаться от продаж россиянам туристического продукта, включающего соответственные перевозки.
Другим указом Владимир Путин также отменил визовый режим для граждан Грузии – теперь они смогут приезжать в Россию без виз на срок до 90 дней.
Полеты между Россией и Грузией, согласно документу, планируют возобновить с 15 мая этого года.
МИД России в свою очередь сообщил, что отменяет рекомендацию для россиян – воздерживаться от поездок в Грузию. Российские туроператоры выразили готовность формировать пакетные туры.
Однако, президент Грузии Саломе Зурабишвили назвала решение Москвы провокацией и отметила, что возобновление прямых авиарейсов и отмена визового режима с Грузией неприемлемы из-за Украины.
Одного желания даже российского президента мало, и нужно, конечно, дождаться разрешения и с грузинской стороны. Не так давно Россия уже «запускала» и круизы, и «кометы» (экспресс-паромы) в Батуми, после чего Грузия их сразу же «обнуляла», отмечают авторы популярного канала про путешествия «Вандроуки».
- Комментировать вообще нечего, пока не случится первого реального прямого рейса какой-нибудь российской авиакомпании в Грузию и, наоборот, грузинской авиакомпании в Россию. Если что-то заработает, должно еще заработать и на основе взаимности. Конечно, не обойдется без политических игр по этому поводу. Кроме того, не ослабевает давление извне – со стороны Евросоюза и США, - считает менеджер одной из российских авиакомпаний (предоставил комментарий «НИ» на условиях сохранения конфиденциальности).
По мнению источника, решение президента – символический жест: и Запад позлить, и отблагодарить правящую «Грузинскую мечту» Бидзины Иванишвили за лояльность.
Тем не менее, договоренность с Грузией, похоже, всё же была достигнута, отмечают эксперты.
- Нужно понимать, кто и где принимает решения в Грузии. Президент Саломе Зурабишвили не обладает исполнительной властью. Грузия сегодня – парламентская республика, и власть у правительства, - проясняет политолог Александр Кынев.
«Глава комитета Совета Федерации по международным делам, бывший замглавы МИДа Григорий Карасин, который представляет Москву в существующем с 2012 года неформальном диалоговом механизме с Тбилиси, еще в январе говорил о готовности российской стороны возобновить прямые перелеты», пишет РБК.
Минтранс России также в среду сообщил, что еженедельно авиакомпании России будут выполнять семь прямых рейсов из Москвы в Тбилиси и из Тбилиси в Москву на самолетах отечественного производства.
«В настоящее время перевозчиками ведется подготовка к возобновлению полетов. Российские авиакомпании будут еженедельно осуществлять 7 прямых рейсов из Москвы в Тбилиси и обратно. Полеты будут выполняться на воздушных судах отечественного производства. Принципиальный подход российской стороны состоит в последовательном облегчении условий общения и контактов между жителями России и Грузии, несмотря на отсутствие дипотношений», - пресс-служба Минтранса.
- Предварительные переговоры, я думаю, какие-то всё же были. И грузины, видимо, запретили летать к ним на подсанкционных бортах (лизингвых самолетах, оставленных у себя, несмотря на требования иностранных владельцев о возврате). Но разрешили на разрешили залетать к ним на российских суперджетах, - комментирует авиаэксперт Марк Шанин.
Для того, чтобы авиакомпании двух стран могли летать друг к другу, заключается межправительственное соглашение.
- Один из краеугольных камней таких переговоров – квота на частоту рейсов. Часто эти частоты сбалансированы, но иногда бывает, что одна из сторон получает больше. Например, авиакомпании из страны А могут летать в страну Б пять раз в неделю, а авиакомпании страны Б в страну А только три раза в неделю. Помимо этого, авиационные власти могут запретить авиакомпаниям своей страны летать в какие-то определенные места. Чаще всего это связано с безопасностью полётов. Например, прямо сейчас Евроконтроль не разрешает европейским авиакомпаниям летать над Украиной. Когда ситуация меняется в лучшую сторону, то авиационные власти могут снять этот запрет и снова разрешить полёты. Разумеется, такие запреты могут быть связаны не только с безопасностью полётов, но и с политической повесткой, - комментирует авиационный эксперт Андрей Меньшенин.
Напомним, Москва приостановила прямые полеты в Грузию в июле 2019 года из-за возникших масштабных протестов. Они начались после того, как депутат Госдумы от КПРФ Сергей Гаврилов на открытии встречи Межпарламентской ассамблеи православия сел в кресло спикера в парламенте Грузии. Сам депутат утверждал, что занять это место его пригласили.
- Ситуация для Грузии, что называется - и хочется, и колется. Для российских и грузинских авиакомпаний направление – суперпопулярное. Открывается огромный рынок для зарабатывания, особенно в условиях множественных ограничений для России по другим странам. Сама Грузия, конечно же, тоже совсем не против увеличения своих доходов за счет российских туристов. Для граждан Грузии возможность приехать в Россию без визовых барьеров – тоже ненадуманное желание. Раньше грузинам для въезда требовалась российская виза, которую получить было практически невозможно. А колется, конечно же, из-за сомнений в политической целесообразности. Открытие неба для России подрывает для Грузии перспективы членства в Евросоюзе, плюс само общество в Грузии очень расколото во мнении о деловых партнерствах с Россией, - отмечает Марк Шанин.
Еще один волнующий вопрос – а насколько же доступным будет направление, если его всё-таки откроют?
Семь рейсов в неделю на суперджетах, при средней вместимости 90-100 человек, то есть всего 700 человек в одну сторону в неделю – это вообще ни о чем. Пишут, что выполнять полеты будет "Азимут". Это означает, что при существующих затратах перевозчиков и таком слабеньком пассажиропотоке цены для пассажиров будут совсем не льготными.