ИРИНА МИШИНА
Стихийного бедствия таких масштабов в России не было давно. Площади лесных пожаров в России в 2023 году втрое превысили прошлогодние показатели. Аномальная сухая погода и шквалистый ветер мешают побороть стихию.
Режим чрезвычайной ситуации из-за лесных пожаров введен в Хабаровском крае, Амурской, Курганской, Омской, Свердловской, Тюменской, Челябинской и Еврейской автономной областях. Больше всего возгораний – больше 60-и - сейчас ликвидируют в Свердловской области. По всей стране к борьбе с огнем привлечено почти десять тысяч пожарных, около двух тысяч единиц техники и 19 воздушных судов.
Как сообщили «НИ» в пресс-службе МЧС РФ, в настоящий момент угроза населенным пунктам от ландшафтных и лесных пожаров в Курганской области снята. Удалось предотвратить распространение огня в 6 населенных пунктах региона.
Всего же в Курганской области огнем уничтожено и повреждено более 300 жилых домов и 3 900 строений. По сообщению ТАСС, погиб 21 человек. Их семьям выплатят по 1 млн рублей. Установлены 46 виновников пожаров, среди которых есть дети. В отношении поджигателей возбуждены 7 уголовных дел.
Погорельцы уже получили первые единовременные выплаты - по 10 тысяч рублей. После уточнения сведений им обещали выдать еще по 50 тысяч за утраченное имущество. Но что эти суммы на фоне сгоревшего дома?
Выжженная земля и клубы дыма - так выглядит один из районов Свердловской области на снимке, опубликованном "Роскосмосом". На вчерашний день в регионе огонь бушевал на территории в 77 тысяч гектаров, сгорело более 300 жилых домов и почти 4 тысячи построек, в числе которых могут быть и садовые домики, где с началом весеннего сезона обитают пожилые люди.
От поселка Смолино вообще остались одни головешки, печки с трубами и груды металлолома. А вот а местный храм огонь не тронул…
В Западную Сибирь огонь пришел 3 мая. Буквально через 3-4 дня в Омской и Тюменской областях объявили режим ЧС. Критическая ситуация сложилась на границе Тюменской и Свердловской областей: окружающие леса запылали во всех направлениях, гарь ощущалась практически в каждом жилом доме.
«НИ» связались с Забайкальем. Всего с начала пожароопасного сезона там зарегистрировано 205 пожаров на площади более 26 тысяч гектаров.
Вот, что рассказала нам врач Читинской областной больницы Анжелика Чернигина: «Сейчас горят 16 населенных пунктов. Горит Краснокаминск, фактически до тла сгорел поселок Борзя, Акшинский Хилокский районы охвачены огнем. Пожароопасность сегодня фиксируется всего в 26-ми районах Забайкалья. Горит степь. Ветер раздувает огонь, и он приближается к населенным пунктам. У огня практически нет препятствий. Я видела огненные смерчи, которые формируются в воздухе, такого еще не было. Почему горит степь? Снег стаял, установилась очень сухая погода без осадков, даже не трава – солома – вспыхивает. Виноваты в большинстве случаев люди. Кто-то жарил шашлыки и поджег траву, кто-то бросил не потушенную сигарету».
Такая ситуация в Читинской области уже который год подряд.
«Виной всему бесхозяйственность, а еще безнаказанность. Областное руководство не подготовило край к пожароопасному сезону. Все знают, что на конец весны приходится длинный сухой период, когда надо рыть ополье, делать отжиги. Но это никому не надо. В Ожоговый центр Центральной клинической больницы области поступает много пострадавших. Горят села и деревни, а люди рассказывают, что у местных властей зачастую нет даже 10-и тысяч выплатить пострадавшим. Главы администраций не могут выделить деньги. Пострадавших расселяют сейчас по школам и клубам, но основная часть – у родственников», - рассказала «НИ» врач из Читы Анжелика Чернигина.
Испуганные огнем, животные в Свердловской области начали выходить из леса.
«Леса восстановить непросто. К примеру, кедровый лес восстанавливается только через 50 лет. Из животных больше всего страдают мелкие виды – те, кто не может убежать. Это мыши, бурундуки, беспозвоночные. Их скорость передвижения ниже скорости распространения огня. Крупные животные от огня уходят довольно легко. Самый большой ущерб от огня – птицам, у которых сейчас идет массовое вылупление, они пострадают больше других. Пострадают также ежи, зайцы. А крупные животные могут отойти на 2-3 километра», - рассказал "НИ" кандидат биологических наук, российский охотовед Михаил Кречмар.
«Умирают все те, у кого есть маленькое потомство, потому что родители не бросают детёнышей, не способных быстро передвигаться. И мы даже не в курсе, сколько таких животных теряем каждый год: никто и никогда не занимался их подсчётом. По самым скромным данным, в лесных пожарах Австралии, о которых несколько лет назад говорил весь мир, сгорело порядка одного миллиарда зверей. У нас такие пожары случаются едва ли не каждый год. Олень, лось, кабарга, волк, заяц-беляк — пытаются мигрировать, если им удаётся спастись. Но многим из них просто некуда деваться, поэтому мы сейчас часто читаем в новостях информацию о том, как очередной медведь, волк или олень вышел к населённому пункту и проявил агрессию. Животные делают это, во-первых, от безысходности, ибо огонь элементарно уничтожил их привычное место обитания, а во-вторых, из-за сильного голода, который они не могут утолить из-за отсутствия кормовой базы», - пояснил «НИ» руководитель партии «Зеленая альтернатива» Руслан Хвостов.
«Несколько дней назад дикие звери сгорели фактически заживо. Они стояли полуобгоревшие, это было жуткое зрелище. Потом приехали ветеринары, усыпили их, это были живые трупы, ужасная картина», - рассказывает врач из Читинской области Анжелика Чернигина.
Еще несколько лет назад бытовала единственная версия лесных пожаров — сухие грозы. Солнышко, мол, припекает, поэтому сухая трава загорается. Но после того, как экологическое сообщество стало аргументированно заявлять о человеческом факторе при лесных возгораниях, ситуация изменилась.
«Действительно, человек виновен в 99 из 100 лесных пожаров. Но под словом «человек» почему-то подразумевают только рядовых граждан, которые бросают окурки в лесах, не до конца тушат костры, из хулиганских целей поджигают сухую траву и т. д. В отношении таких нарушителей стали применять довольно строгие санкции — штрафы до 50 тыс. руб. Но главными поджигателями являются не простые жители, а заинтересованные в приобретении прибыли от лесозаготовок бизнесмены. Тем, кто легально и нелегально занимается вырубкой леса, гораздо выгоднее сжечь порубочные остатки, и таким образом либо не заниматься их утилизацией, либо же откровенно избавиться от следов преступлений. В России сфера лесозаготовок в высшей степени коррумпирована. В состав ОПГ «чёрных лесорубов» входят местные депутаты и члены их семей, силовики и работники лесничеств. Периодически они становятся фигурантами уголовных дел, но это лишь вершина айсберга. Ситуация с незаконной заготовкой и последующей продажей российского леса остаётся криминализированной, - заявил «НИ» руководитель партии «Зеленая альтернатива» Руслан Хвостов.
В этом году к списку причин лесных возгораний добавилась и диверсионная версия. Якобы поджигатели по указу украинско-западных заказчиков специально поджигают леса. Но конкретных доказательств пока нет. И даже если общественности предоставят пойманных с поличным антироссийских агентов, нельзя допускать ситуации, при которой региональные власти начнут откровенно прикрываться новой универсальной версией. Да и поймать таких «диверсантов» будет очень непросто, потому что ловить некому, ибо система лесничеств у нас в стране развалена, и её нужно практически заново восстанавливать.
После развала СССР в течение многих лет «реформаторы» пытались подступиться к реформе лесного законодательства для максимального извлечения из лесов денег в пользу разнообразных "инвесторов". Лесное профессиональное сообщество долго и активно сопротивлялось таким предложениям. Тогда эту задачу поставили перед "правильными" людьми. В итоге в 2006 году Минэкономразвития под руководством Грефа разработало новый Лесной кодекс РФ. Новый лесной закон одним махом разрушил всю систему лесоуправления, предложив взамен системный хаос. Ключевые полномочия были переданы из федерального центра в субъекты РФ без описания единых правил и стандартов по принципу "берите столько суверенитета, сколько сможете".
По новому Лесном кодексу уполномоченный региональный орган исполнительной власти одной рукой начал заниматься денежными отношениями с появившимися арендаторами лесов, а другой - проверять правильность этих отношений как представитель государства. И второе, самое болезненное - был ликвидирован институт лесничества, главная территориальная единица управления лесами. В этой реформе и заложен корень всех сегодняшних бед в наших лесах, включая лесные пожары. Хотя лесничества стали восстанавливаться с 2012 года на региональном уровне, но уже не несли в себе изначальных функций охраны, защиты, восстановления лесов, так как были загружены многочисленными бюрократическими отчётами. В лес ходить стало некогда...
Очевидно, что для перелома ситуации с лесными пожарами необходимо вернуть полноценный институт лесничества.
«Лесников должно быть не 20 тысяч на всю страну (850 млн га покрытых лесом земель гослесфонда), а минимум 100 (лучше 200) тысяч. Хорошо оснащённых, достойно оплачиваемых, с серьёзными полномочиями для работы "на земле", с обходами и объездами для профилактики правонарушений, предотвращения и быстрого обнаружения очагов пожаров. Если не принять меры в первые часы после возгорания леса, помочь сможет только смена погоды на холод и дождь. А затраты на содержание рабочего института лесничества уж точно кратно меньше издержек на дорогостоящее тушение уже бушующих пожаров и возмещение ущерба. Но ответственный за леса блок Правительства об этом и слышать не хочет. Видимо, там всех всё устраивает», - считает председатель общественного совета при Рослесхозе, член консультативного комитета ОПРФ по экологическому благополучию Владимир Морозов.
Руководитель партии «Зеленая альтернатива» Руслан Хвостов также давно предлагает увеличить штат сотрудников лесничеств и их бюджет, а еще - отказаться от так называемых «зон контроля» — труднодоступных территорий, где тушение пожаров официально признаётся нецелесообразным, начать системную борьбу с чёрными лесорубами и разработать алгоритм взаимодействия с правоохранительными органами для искоренения преступных группировок, занимающихся незаконными рубками леса.
«Наша партия выдвинула предложение создать отдельное Министерство лесного хозяйства, которое будет не просто бороться с жуткими последствиями лесных пожаров, но и предотвращать их. О результатах работы - отчитываться лично перед президентом. Защита и сохранение российского леса должны стать национальной задачей», - считает лидер «Зеленой альтернативы» Руслан Хвостов.
Для того, чтобы эффективно бороться с лесными пожарами, нужно в первую очередь понять, что нужны не единичные распоряжения, не авральные действия, а большая федеральная реформа в этой области. Ситуация не просто тяжелая - она без преувеличения превратилась в национальную катастрофу.