Posted 11 мая 2023, 13:08
Published 11 мая 2023, 13:08
Modified 11 мая 2023, 14:20
Updated 11 мая 2023, 14:20
В субботу в Великобритании состоится финал песенного конкурса «Евровидение. В то время как букмекеры принимают ставки, ученые на протяжении многих лет осмысляют феномен поп-хита и его составляющие. В том, что делает поп-песню по-настоящему удачной, разбирается Daily Mail.
Одним из первых исследователей поп-музыки был немецкий философ Теодор Адорно, который в 1941 году опубликовал эссе «О популярной музыке». Размышляя о том, чем легкая музыка отличается от «серьезной», Адорно пишет, что песни, становящиеся популярными, – продукт «стандартизации», их отличают повторяющиеся тексты и приблизительно трехминутная продолжительность. 32-тактовая форма припева, диапазон в одну октаву, ограниченный набор тем – вот что такое классический поп-хит по Адорно.
Социолог из Винчестерского университета Гленн Фосбрей обнаружил, что у все песни-победители прошлых конкурсов «Евровидения» объединяет общая лирическая тема. Из 20 последних лауреатов в 17 песнях пелось об отношениях, а в 13 использовалось слово «любовь». У всех 20 были повторяющиеся припевы – надежный крючок, помогающий застрять в памяти слушателей и напомнить о себе, когда дело доходит до голосования.
Психологи из Университета Южной Калифорнии, проанализировавшие топ-100 синглов американского Billboard за 55 лет, обнаружили, что ключевым моментом в них является повторение. Коммерчески успешными были треки, в которых чаще повторялись одни и те же слова и целые фразы.
Исследователи из Лондонского университета Голдсмит в 2016 году провели исследование, чтобы выяснить, какие музыкальные элементы превращают обычную мелодию в запоминающуюся. Опросив 3000 человек о песнях, которые надолго застревают в голове, и песнях, которые не запоминаются, ученые обнаружили, что хиты похожи на детские считалки. Они тоже придуманы таким образом, чтобы их было легко запомнить, и у них простая повторяющаяся мелодия.
В 2017 году нейробиологи из Джорджтаунского университета в Вашингтоне изучили 545 хитов всех времен и народов, чтобы выяснить секрет их успеха. Проанализировали гармонии аккорд за аккордом, они обнаружили, что многие из них содержат элемент «неожиданной гармонии» – внезапной смены аккордов, которая вызывает в мозг выброс дофамина, совсем как от секса или еды. Это тот момент, когда у слушателя мурашки бегут по коже, говорят исследователи. Пример – финальный припев «Penny Lane» Битлз.
Другое исследование, проведенное Институтом когнитивных наук о человеке и мозге Макса Планка в Германии, показало, что главное – в правильном балансе предсказуемости и неожиданности. Музыка вызывает наибольшее удовольствие тогда, когда она заставляет слушателя «генерировать ожидания» и наслаждаться их разрешением.
Другой важный момент: 17 из последних 20 победивших на «Евровидении» песен были песнями на английском языке, а в 18 из них исполнители обращались к слушателям, говоря им «you».
Что в сумме? Повторы, тексты об отношениях, английский язык, прямое обращение к слушателю, наличие драматической смены аккордов.
А вот что думают насчет фаворитов букмекеры.
Швеция - 1/2
Финляндия - 13/5
Украина - 17/2
Франция - 17/1
Израиль - 18/1
Испания - 18/1
Норвегия - 18/1
Италия - 50/1
Австрия - 66/1
Великобритания - 66/1