Posted 10 мая 2023,, 13:17

Published 10 мая 2023,, 13:17

Modified 10 мая 2023,, 13:19

Updated 10 мая 2023,, 13:19

У вас большой нос? Виноват секс ваших предков с неандертальцами, считают генетики

10 мая 2023, 13:17
Фото: Science Alert
Ген ATF3, обладатели которого отличаются крупным носом, мог быть унаследован от неандертальцев, чтобы помочь людям адаптироваться к более холодному климату, который встретил их, когда они покинули Африку. Впрочем, возможно, что он отвечает лишь за размер носа и ни за что более.

Человеческие носы отличаются удивительным разнообразием: от классически прямых до орлиных, от «кнопок» до «картошек». Причину появления на некоторых лицах больших носов генетикам, вероятно, удалось разгадать. Новое исследование, проведенное международной группой ученых, показало, что некоторые гены, ответственные за анатомию носа, могли достаться нам в наследство от наших дальних родственников неандертальцев, сообщает Science Alert.

Генетики проанализировали лица, носители которых имеют смешанное европейское, коренное американское и африканское происхождение. Структура лиц была соотнесена с определенными участками человеческого генома, а затем эти совпадения были сопоставлены с результатами исследований генома человека и неандертальца. В общей сложности исследователи обнаружили 26 областей человеческого генома, тесно связанных с формой лица.

Люди, у которых в предках были коренные американцы, как правило, обладали геном ATF3, унаследованным от неандертальцев. Он известен своей ролью в регенерации тканей, но его экспрессия регулируется другим геном, который может влиять на форму лица. Как показывают исследования, ATF3 активизируется по мере формирования лица, а его присутствие может существенно влиять на размер носа. У людей европейского происхождения ATF3 практически отсутствует.

Учитывая то, что у жителей Латинской Америки ATF3 сохраняется и передается из поколения в поколение, этот ген может играть существенную роль в выживании. Предыдущие исследования предполагают, что форма человеческих носов может эволюционировать, чтобы человек приспосабливался к окружающему климату и мог регулировать температуру и влажность воздуха, которым дышит. «Ген, который мы идентифицировали, возможно, был унаследован от неандертальцев, чтобы помочь людям адаптироваться к более холодному климату, когда наши предки покинули Африку», – говорит один из авторов исследования генетик Цин Ли из Университета Фудань. Впрочем, это всего лишь предположение: некоторые гены могут передаваться из поколения в поколение без всякой видимой роли для выживания.

Авторы нового исследования не приводят доказательств прямых причинно-следственных связей, а лишь показывают корреляции между участками генома и чертами лица. Однако, как явствует из других недавних исследований генома, версия о скрещивании вполне правдоподобна, потому что неандертальцы и доисторические люди регулярно производили общее потомство на территории Европы и Азии.

С тех пор как 15 лет назад был секвенирован геном неандертальца, стало известно, что они оставили нам небольшие фрагменты своей ДНК. Некоторые из этих общих генов, сохраняющихся у нас по сей день, небесполезны для здоровья: они обеспечивают более безопасные роды и повышенную устойчивость к инфекциям.