Posted 10 мая 2023,, 13:36

Published 10 мая 2023,, 13:36

Modified 10 мая 2023,, 13:38

Updated 10 мая 2023,, 13:38

Око Саурона: как выглядят только что открытые бабочки, словно прилетевшие из Мордора

10 мая 2023, 13:36
Фото: © The Trustees of the Natural History Museum, London; © Cesare Andrea Ferrari/Shutterstock
В честь того же Саурона уже названы навозный жук, лягушка и динозавр. А еще есть долгоносик Macrostyphlus gandalf, акула Gollum attenuatus и мохноногая летучая мышь Syconycteris hobbit. Астрономы назвали «Оком Саурона» звездную систему HR 4796A, а вулканологи – подводный вулкан в Индийском океане.

«Окруженное огнем Око Саурона, остекленевшее, желтое, как у кошки, бдительное и сконцентрированное, и черная дыра его зрачка была словно окно в ничто», – так описывается символ власти правителя Мордора во "Властелине колец". Новый род редких бабочек с яркими оранжевыми и черными отметинами был назван в честь Саурона, сообщает Business Insider.

Новый род составили представители двух видов – Saurona triangula и Saurona aurigera. Одной из причин, побудивших британских и американских ученых дать насекомым имя властителя Мордора, стала их внешность: характерные оранжевые крылышки с темными глазками. Хотя в действительности ничего особенно адского в бабочках нет: они относительно невелики даже по меркам бабочек, и окраска у них достаточно скромная. Так что была еще одна причина, по которой они получили столь звучное имя, – желание ученых привлечь к ним внимание.

«Бабочки находятся под огромным давлением из-за потери среды обитания, и нам крайне необходимо идентифицировать и изучать новые виды, прежде чем они исчезнут, – говорит исследовательница Бланка Уэртас из Музея естественной истории в Лондоне. – Давая им необычные имена, мы можем привлечь внимание к тому, что происходит с бабочками, которые сегодня находятся в беде по всему миру. По сути, присвоение им имен в честь известных персонажей помогает пробудить интерес людей к ним, а это важно для их сохранения». Кроме того, исследователи видят параллель между борьбой с вымиранием редких видов и эпической битвой добра и зла во «Властелине колец». По словам Бланки Уэртас, мир нуждается в «армии», которая будет активно заботиться о природе.

Проект, в ходе которого были открыты «сауроны», занял 10 лет. За это время ученые исследовали ДНК более 400 видов бабочек из коллекции Лондонского музея естественной истории, насчитывающей более 5,5 миллионов экземпляров бабочек. Бабочек рода Saurona обнаружено лишь два вида, и оба обитают в юго-западных тропических лесах Амазонки – регионе, который считается одним из самых богатых скоплений видов бабочек в мире. Однако эксперты считают, что в дикой природе их гораздо больше. Результаты исследования оопубликованы в журнале Systematic Entomology.

Что до трилогии Толкина, то именами ее героев представителей животного царства называют далеко не в первый раз. В честь того же Саурона уже названы навозный жук, лягушка и динозавр. А еще есть долгоносик Macrostyphlus gandalf, акула Gollum attenuatus и мохноногая летучая мышь Syconycteris hobbit. Астрономы назвали «Оком Саурона» двойную звездную систему HR 4796A, а вулканологи – подводный вулкан, расположенный на глубине 3100 метров близ острова Рождества в Индийском океане.