Екатерина Максимова
-Очень разные звучат прогнозы по курсу валют. От возможных всплесков волатильности в обе стороны до предупреждения, что уже во втором квартале национальная валюта рухнет и курс доллара превысит 100-120 рублей.
-Сейчас давать какой-то полноценный прогноз или то, что можно было бы назвать прогнозом, невозможно. Мы понимаем, что какие-то события, в том числе и глобальные события, связанные с СВО, они обязательно произойдут. Только непонятно когда и непонятно какие. Ясно лишь одно: они решающим образом отразятся в том числе и на валютном рынке. Именно поэтому давать прогноз в значении, которое вкладывалось в это слово до 24 февраля 2022 года, невозможно. Просто невозможно. Можно давать сценарный прогноз.
-И все-таки, о чем готовы предупредить читателей? Вы почти никогда не ошибались.
-Сценарный прогноз сводится к тому, что если статус СВО сохранится и если не будет потрясений, а я лично уверен, что они будут, тогда мы действительно увидим, возможно, даже некоторое укрепление рубля по отношению к другим валютам. К примеру, в ближайшие несколько дней или пару недель.
И связано это с такими с ситуативными обстоятельствами, которые пришлись на один момент. Это и уплата налогов, а налоговый период приходится на конец апреля, когда экспортеры вынуждены были продавать валюту, чтобы заплатить налоги в рублях. Сохранение ключевой ставки Центробанком тоже способствовало укреплению рубля. Еще масса разных факторов, которые сошлись в одной месте и благодаря которым мы увидели укрепление рубля. И то оно было в пределах 2-3 процентов.
Что касается глобальной тенденции, то ничего тут не поменялось. Курс рубля будет определяться соотношением экспорта и импорта. Импорт у нас практически восстановился до уровня конца 2021 начала 2022 годов. А спрос на валюту, напомню, формирует именно импорт. При этом предложение валюты, которое формируют экспортеры, снижается. И снижается очень серьезно.
Цена нефти в бюджете заложена 70 долларов за баррель, а по факту в первом квартале российская нефть продавалась по цене 51 доллар за баррель. Вот и сравните. Все эти доходы в виде валютной выручки не приходят. А это та выручка, которая могла бы быть продана на бирже, тем самым помогая сдерживать падение рубля.
-То есть рубль вот-вот и совсем ненадолго опять подешевеет?
-Сейчас дефицит валютной выручки будет сказываться больше: экспортной выручки будет все меньше и меньше, а спрос со стороны импортеров останется таким же. И под влиянием всех рыночных законов, когда предложение снижается, а спрос остается прежним, рубль должен снижаться.
Рубль может ослабнуть и до 80-85 рублей, что совершенно понятный и естественный уровень, который не раз озвучивался российскими властями. Может, курс снизится и больше.
Кроме того надо учитывать, что сейчас у Центробанка возможности влиять на валютный курс стало гораздо больше, чем до СВО. Потому что рынок стал очень узким. Ушли иностранные инвесторы, а они составляли больше трети всех операций. Есть и ограничения на операции физическим лицам итд. Управлять таким рынком в ручном режиме гораздо легче.
-Проще говоря, каким Центробанк сочтет курс нужным, таким он и будет?
-Да, к сожалению, надо это признать. Но тут стоит отдать должное регулятору: Центробанк не вмешивается столь сильно, как мог бы. Вмешательство, конечно, есть, ограничения существенные, но говорить сейчас о каком-то тотальном контроле не приходится. Момент рыночности в этих котировках все же есть. Одно то, что достаточно быстро была отменена обязательная продажа выручки - это показатель того, что этот рычаг не задействован.
Все эти факторы говорят о том, что укрепление рубля - оно ситуативно. Этот процесс определен рядом локальных причин, а вот тенденция к ослаблению рубля никуда не делась, она осталась.
-Предположим, российский рубль сдался. Как быстро это на себе ощутит каждая российская семья, независимо от текущего уровня жизни?
-Главное влияние - это, конечно, инфляция. На большинство людей курс валют влияет через подорожание импортных товаров и услуг.
Причем нужно понимать, что несмотря на все эти заклинания про импортозамещение не менее 40% товаров и услуг, которые потребляют россияне, это импортные товары. Не менее 40%! А в некоторых сегментах, например, в электронике или бытовой технике, 100% или близко к этому.
Поэтому, когда вы приходите в магазин и покупаете стиральную машину - этот курс на вас сразу скажется. А с учетом того, что закладывается еще и на обход санкций, покупка обойдется вам еще на 15-10% дороже.
То же самое и с продуктами питания, многие из которых импортные либо произведены с использованием импортных комплектующих. Все равно это сказывается.
Это кажется, что вот у какого-то фермера просто «полетел» трактор и он не может достать запчасть и должен теперь покупать втридорога. А потом вы думаете - почему цена на хлеб выросла. В том числе и поэтому. Потому что на замену этой запчасти фермеру пришлось потратить гораздо больше денег, чем в нормальные времена.
-Тем, кто по каким-то причинам пропустил момент «долларовых каникул», когда американская валюта стоила 60 рублей, стоит сейчас все же успеть сделать запас?
-Я всегда советую все-таки хранить сбережения в валюте и лучше в свободно конвертируемой. Если вы это сделали, то для вас ситуация не сильно поменяется. Сбережение в валюте гарантирует спокойствие.
Но исключительно в бытовом плане от укрепления доллара сейчас зависят немногие.
Да, я советую сберегать, но россияне не могут. Примерно 10% населения или даже меньше имеют возможность что-то откладывать в валюте или рублях. У подавляющего большинства вообще нет сбережений - живут от зарплаты до зарплаты.
И для зарубежных поездок курс рубля для большинства не имеет значения. Почти 80% россиян не имеют загранпаспортов и подавляющее большинство дальше своего региона не ездят. Дорогой доллар в этом случае напрямую задевает максимум 15-20%. А сейчас с учетом всех ограничений и падения доходов и того меньше.
-Согласно различным индикаторам жить россияне после 24 февраля хуже не стали. Те же реальные зарплаты только в феврале 2023 года выросли в годовом выражении на 0,6%...
- Российская статистика… Я наблюдаю за этим уже 30 лет. И сказать, что ей невозможно доверять - это ничего не сказать. Иногда она просто выглядит нелепо.
Когда, к примеру, приводятся данные за 2022 год по доходам населения. В первом квартале они упали на 2%, во втором на 5%, потом упали еще, а в четвертом остались в нуле. Что такого в четвертом квартале произошло, что компенсировало падение доходов во всех трех предыдущих?
Я бы с недоверием к российской статистике относился. Они все время, когда приходят плохие новости, меняют методику и по новой методике опять все получается хорошо.
- Но уровень бедных сократился до рекордных 9,8%? Почти миллион нищих куда-то делся.
- Что касается методики уровня бедности или прожиточного минимума, то такой подход, который есть в России, просто уникальный. За уровень бедности выдают уровень выживания.
К примеру, в Израиле прожиточный минимум 5 570 шекелей. Это примерно 110 тысяч рублей. Чувствуете разницу? Да, цены там подороже раза в два. Но все-таки на 110 тысяч рублей многие в России не просто бы думали, что они выживают, но и считали бы свою жизнь вполне благополучной.
Если посмотреть по другим странам, то картина примерно такая же. Что такое черта бедности в развитых странах Европы? Там бедным считается человек, которому трудно купить новый автомобиль без кредита. Бедным считается человек, который не может себе позволить больше двух раз в год съездить в отпуск за пределы своего региона. Бедным считается человек, который можно купить рыбу не чаще, чем два раза в неделю.
То есть в России совершенно иной подход к терминам, которые во всем мире воспринимаются совершенно иначе. Это, простите, обман, когда экономический термин наполняется совершенно иным содержанием.
Уровень бедности, прожиточный минимум во всех странах - это понятие «бедненько но достойно». Я бы так на русский перевел. Достойно. Речь не идет о том, чтобы бедный человек испытывал нужду в продуктах питания и белье. Бедный - тот, кто не может позволить себе то, что может позволить себе богатый.