Кто и куда может улететь по льготным авиабилетам

Цены на авиабилеты снова растут. Как успеть улететь и не разориться

8 мая 2023, 18:19
«НИ» выяснили, что цены на авиабилеты выросли с начала года на 20%. Эту цифру мы получили, сравнив данные Росстата за январь-май 2023 года. Надежда лишь на льготные билеты, которые субсидирует государство. Разбираемся, кто и куда может улететь за государственный счёт, и хватит ли мест всем желающим.

Мария Соколова

Поступающие от правительства новости вызывают тревогу. О возможном росте цен на билеты в летний период на 15-30% 18 апреля заявил со ссылкой на авиакомпании замминистра транспорта Игорь Чалик. Он объяснил это дефицитом госсубсидий. Но уже 19 апреля Чалик сделал другой прогноз — подорожание на 5,3% за год. На этот раз он сослался на Минэкономразвития. А министр экономического развития Максим Решетников, ссылаясь в свою очередь на данные ФАС, в начале мая спрогнозировал рост цен на 10%.

Вот такая весёлая чехарда. Минтранс ссылается на авиакомпании и Минэк, а Минэк — на ФАС. Все хотят уйти от ответственности, и никто не даёт собственных оценок. На кого же теперь сошлются антимонопольщики? 

Но пока ещё есть шанс улететь и не разориться. Для этого надо найти субсидируемые билеты: часть стоимости перелёта оплатит государство. Программы поддержки пассажирских авиаперевозок в России можно разделить на три основные части: субсидирование региональных перевозок в обход Москвы, льготы для отдельных категорий граждан и «плоские» тарифы от «Аэрофлота».

Дешёвые авиабилеты в регионы

Лететь из сибирских городов в отпуск на Кавказ или из Новосибирска в Челябинск через Москву долго, дорого и не удобно. Но раньше такие крюки были в порядке вещей. Сами авиакомпании добровольно летать напрямую в небольшие и удалённые города не хотят: продавать дешёвые билеты не выгодно (большого спроса быть не может, а содержать персонал, склад запчастей и нести прочие расходы необходимо), а дорогие и вовсе никто не купит. Сплошные убытки. Государственные субсидии в теории должны бы решить эту проблему.

Ещё в прошлом году Росавиация утвердила перечень льготных маршрутов на 2023 год, которые связывают регионы в обход Москвы. И набралось таких маршрутов целых 308. Среди них есть как очень короткие, которые можно преодолеть на маршрутке (самый короткий Новосибирск — Барнаул — всего лишь 195 км), так и протяжённые (самый протяжённый Новосибирск — Анадырь — 4895 км).

Экономия на билетах. Сравнение цен на перелеты по России

По данным Росстата средняя стоимость перелёта эконом-классом на 1000 км по состоянию на 5 мая 2023 года составляет 6403,16 рублей. Исходя из этих данных можно предположить, сколько примерно стоили бы билеты в один конец в рыночных условиях, и сколько люди потеряют в случае отмены субсидий.

Сравнение цен на перелёты по стране из северных регионов, где самолёт — основной вид транспорта
newizv.ru
Сравнение цен на перелёты по стране из северных регионов, где самолёт — основной вид транспорта
newizv.ru
Сравнение цен на перелёты по стране из северных регионов, где самолёт — основной вид транспорта
newizv.ru
Сравнение цен на перелёты по стране из северных регионов, где самолёт — основной вид транспорта
newizv.ru

Как видим, без субсидий доступность авиабилетов катастрофически упадёт. Но именно этот тип поддержки правительство отправило под нож! По плану на облёт Москвы в 2023 году должны были направить 9 млрд рублей. Однако теперь принято решение сократить субсидии на 17% - до 7,5 млрд рублей.

Это ударит не только по людям, но и по регионам. Дешёвые билеты позволяют поддерживать туристический потенциал. Поэтому почти всегда более 50% субсидии оплачиваются за счёт регионального бюджета. Так, например, Вологодская область оплачивает 51% субсидии на маршрут Санкт-Петербург — Вологда, а Дагестан — на маршрут из Надыма в Махачкалу.

В 2022 году была похожая ситуация: запланировали выделить 9 млрд рублей, но потом что-то пошло не так, средства перераспределили на другие цели, и осталось только 7,8 млрд рублей. Воспользоваться этим предложением смогли 2,7 млн человек — это менее 2% от всего населения России. В этом году, наверняка, таких счастливчиков будет ещё меньше: совокупное сокращение программ поддержки уже привело к отмене 10612 рейсов, 4947 из них приходится на труднодоступные регионы.

Кому доступны льготные авиабилеты в 2023 году

Программа для особых льготных категорий работает иначе: она, наоборот, охватывает ключевые направления, связывающие крупнейшие города России. И Москва тут не исключение. Хотите купить билет из Москвы во Владивосток по льготной цене? Тогда вам придётся проверить, попадаете ли вы в особую категорию льготников.

Кто может претендовать на льготные билеты
newizv.ru

Куда можно улететь по льготным билетам

Льготников уже не ограничивают исключительно региональными маршрутами. Всего разработано 154 маршрута, из них 21 для жителей ДФО и 6 для отдыхающих в «Океане» детей. Льготные тарифы охватывают большинство маршрутов между самыми крупными и популярными городами.

Выгода по льготным тарифам получается ещё более существенная, чем на субсидируемых региональных маршрутах. И здесь уже не надо гадать, какая выходит экономия: льготные билеты продаются параллельно с билетами за полную стоимость.

Сравнение цен на билеты для льготников (кроме жителей ДФО) и рыночных цен
Сравнение цен на билеты для льготников (кроме жителей ДФО) и рыночных цен
Сравнение цен на билеты для льготников (кроме жителей ДФО) и рыночных цен
Сравнение цен на билеты для льготников (кроме жителей ДФО) и рыночных цен

Не удивительно, что люди видят такую разницу в цене, и тут же бегут скупать билеты. Правительству даже пришлось ввести ограничение: не более 4 билетов на одного льготника в год. Народ не останавливают даже сложности оформления — авиакомпании необходимо предоставлять документальное подтверждение права на льготу.

Результат ажиотажа — дефицит льготных билетов. Льготные билеты для дальневосточников из Владивостока и Хабаровска в Москву на ближайшие даты закончились ещё в первой половине апреля — уже тогда ближайшей датой вылета было 17 июля. Все июньские билеты из Читы в Сочи тоже были раскуплены в апреле.

Это обычная ситуация, повторяющаяся из года в год: субсидируемые билеты заканчиваются, пропадают из продажи на месяц-другой, потом авиакомпании вновь начинают их продавать. Когда поступят билеты в продажу — неизвестно, людям приходится постоянно мониторить сайт авиакомпании (не у всех есть возможность дистанционно принимать подтверждающие льготы документы), либо обивать пороги их офисов. Особенно отличился «Аэрофлот» с многочасовыми очередями за льготными билетами

Плоские тарифы в 2023 году

Есть своя программа стимулирования авиаперевозок у группы «Аэрофлот» - это «плоские» тарифы из Москвы во Владивосток, Камчатку, Хабаровск, Южно-Сахалинск и Калининград. Это просто билеты по фиксированной цене, которая не зависит от даты вылета и прочих факторов. Так, билет в одну сторону Москва-Владивосток на рейс «Аэрофлота» стоит 17000 рублей, а билет туда-обратно — 28400 рублей.

Игорь Чалик утверждает, что «Аэрофлот» теряет на «плоских» тарифах порядка 9 млрд рублей в год. Альтруизм? Как бы не так! Во-первых, господдержка пассажирских авиаперевозок в прошлом году составила рекордные 100 млрд рублей. «Аэрофлот» получил почти 26 млрд из них. В этом году объём совокупной поддержки ещё не определён, но «Аэрофлот» явно обделённым не останется. К тому же авиакомпания проворачивает хитрые схемы с программой лояльности. Сначала нацпер сделал программу лояльности с начислением милей доступнее и понизил порог перехода в более высокие классы «Серебряный», «Золотой» и «Платиновый» примерно на 20%, а потом взял и никого не предупредив, девальвировал бонусные мили. Теперь для полёта в Бангкок требуется списать в 2 раза больше миль (120 тыс. вместо 60 тыс.), для Турции потребуется в 4 раза больше миль (40 тыс. против 15 тыс.).

На данный момент субсидии авиакомпаниям охватывают только зимний период. И оцениваются они в 25,3 млрд рублей — в 4 раза меньше прошлогодних. Решение о продлении субсидий и выделении дополнительных денег государством ещё не принято. Какие-то деньги наверняка найдут, ведь полная отмена субсидий вызовет транспортный коллапс. Но в любом случае авиакомпании, как это уже не раз случалось ранее, воспользуются задержкой в финансировании и снова поднимут стоимость билетов. О чем и предупреждают, ссылаясь друг на друга, нерешительные чиновники. Рост цен на 20% за первые четыре месяца года — это только начало, и никакие госпрограммы его не остановят. Так что авиабилеты скоро станут еще дороже.

#ФАС #Цены #Путешествия #Авиабилеты #Льготники #Отпуск #Аналитика #Игорь Чалик #Россияне #Самолет #Мария Соколова #Льготы #Минэкономразвития #Деньги1 #Регионы #Деньги #Авиа #Россия #Максим Решетников #Билеты #Путешествия по россии #Власть и народ #Минтранс #Перелеты #Дешевые билеты #Льготные билеты #Цены на билеты #Лето-2023 #Льготные авиа билеты #Минэк
Подпишитесь