Posted 6 мая 2023, 07:11
Published 6 мая 2023, 07:11
Modified 6 мая 2023, 07:18
Updated 6 мая 2023, 07:18
Екатерина Максимова
Новая программа, об этом утверждается на уровне кабмина, даст возможность гражданам за счет взносов и пенсионных накоплений, отданных в управление фондам, копить вдолгую.
Экономист Николай Кульбака считает, что «это не про выгоду людей, а про решение проблем дефицитного бюджета»:
«Этот дефицит надо каким-то образом покрывать. В данном случае попытка сделать так, чтобы люди добровольно или не очень добровольно несли средства государству, а не переводили деньги в иностранную валюту, не выводили из страны. Вот и делается так, чтобы эти деньги оставались в России и государство могло ими пользоваться».
Доктор экономических наук, профессор Финансового университета Александр Сафонов согласен, что программа долгосрочных сбережений нужна больше власти, чем населению:
«Бюджетных средств для развития крупных проектов долгосрочного характера не хватает. Соответственно, привлечение длинных денег, которые можно взять именно из долгосрочных накоплений (например, пенсионного характера), позволяет решить эту проблему. Те же пенсионные деньги - самые дешевые с точки зрения именно их цены. А если брать банковские кредиты, они будут очень дорогие. Поэтому государство и пытается развивать эти долгосрочные вложения», - говорит Сафонов и называет еще одну причину запуска программы.
«За счет долгосрочных накоплений попытаться увеличить доходы людей в период достижения пенсионного возраста, тем самым просто снижая нагрузку на тот же самый бюджет по выплате социальных пособий. Поэтому есть краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные интересы государства», - добавляет Сафонов.
О том, что государство рано или поздно попытается собрать деньги с населения, читателей «Новых Известий» предупреждал профессор Игорь Липсиц:
«Население не очень горит желанием покупать ОФЗ и может захотеть слишком высокой доходности по ним. А тут все красиво спрятано: деньги отдаются НПФ, но они-то могут их вкладывать практически только в ценные бумаги государства: те же ОФЗ и инфраструктурные облигации, а также облигации госкорпораций. Так что это попытка - пока максимально цивилизованно в расчете на финансовую малограмотность населения - запустить процесс отъема сбережений населения для перекачки в дефицитный госбюджет».
Проще говоря, жители России станут для государства своеобразным банком длинных денег. Президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Ходачек добавляет: по разным оценкам, у населения «в чулках» скопилось больше 3 трлн рублей.
Момент для запуска программы, считают эксперты, выбран максимально неподходящий. И для того, чтобы развивались долгосрочные накопления, населению нужно несколько факторов. Главный из которых - это уверенность в том, что предложенная система не будет трансформироваться.
«Всё бы хорошо, но весь вопрос как всегда в том - «полетит» в данном случае или не «полетит». И тут возникает первое препятствие: люди неоднократно за короткий период времени, начиная с 2000 года, видели массу трансформаций пенсионной системы (как страховой, так и накопительной), поэтому, безусловно, возникает определенная доля недоверия к такого рода инициативам. Бесконечные дискуссии и трансформации пенсионной системы привели к тому, что у населения есть стойкое недоверие – как к страховой, так и к накопительной системе. - говорит Александр Сафонов. - Вспомните историю: в банки после МММ и 90-ых люди деньги понесли когда? Когда система стабилизировалась, когда в нее поверили. Для того, чтобы возникло доверие к пенсионной системе, она не должна трогаться длительный период времени, вообще не трогаться. Но пока этого условия там нет».
«Просто у граждан заберут пока деньги и будут ими пользоваться, а в каком объеме они вернутся и когда - это очень сложный вопрос. Уровень недоверия населения к подобным предложениям довольно высокий и, к сожалению, ничего с этим сделать нельзя, потому что государство само создало этот уровень недоверия», - соглашается Николай Кульбака.
Авторы программы - Министерство финансов и Центробанк РФ акцентируют внимание на том, как просто, выгодно и надежно делать ставку на долгосрочные сбережения. Все внесенные в рамках программы средства будут застрахованы на сумму 2,8 миллиона рублей. Для крупных «инвесторов» предусмотрен налоговый вычет (вернется до 52 тысяч рублей при уплате взносов до 400 тысяч рублей в год). К тому же власть готова поучаствовать: государство будет софинансировать эти средства в течение первых трех лет, добавлять по 36 тысяч рублей в год. Об этом уже заявлял премьер Михаил Мишустин.
«Государство говорит, что оно вложится. Но должен быть и ответ со стороны населения. И тут трудно предположить, что это приобретет массовое распространение. Тем более мы видим, что даже корпоративные программы, связанные с пенсионным страхованием, сворачиваются. В этом контексте эта программа вряд ли будет иметь широкое распространение», - уверен Александр Сафонов.
К тому же, добавляет эксперт, инвестировать здесь и сейчас в свою будущую жизнь большинство россиян просто не в состоянии.
«Для того, чтобы деньги положить на 20-30 лет, чтобы делать отчисления, у вас должны быть достаточные доходы. При средней заработной плате 60-80 тысяч рублей, а медианной в районе 45 тысяч, у большинства населения просто физически нет денег для вкладов в накопительную пенсионную систему. А если, к примеру, в семье один или два ребенка, то это вообще невозможно. Вот, поэтому, безусловно, такая схема для большинства населения не реализуема чисто экономически, нет таких ресурсов», - поясняет Сафонов.
«Может, данный инструмент и заинтересует тех, кто получает очень большую зарплату, но как правило, у них свои негосударственные пенсионные фонды и свое дополнительные пенсионное обеспечения. В крупных городах, где достаточно высокие заработки, это, может, будет иметь значение, а в других вряд ли. Людям нужны деньги здесь и сейчас. Лишних средств у населения нет. На неотложные нужды тратятся», - соглашается Александр Ходачек.
Несмотря на то, что россиян будет сложно через НПФ заманить на фондовый рынок, ее главный смысл при этом не отменяется. «Даже если чуть-чуть со всех, по рублику с каждого скинуться, глядишь, и закроется какая-то дыра бюджета», - считает Николай Кульбака.
Заведующий лабораторией пенсионной системы Института социальной политикиНИУ ВШЭ Евгений Якушев считает, что подобные программы нужны для долгосрочного развития финансового рынка. «Это обещанный долгосрочный вариант ИИС (индивидуальный инвестиционный счет, - прим. ред.)», - отмечает Якушев.
Директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков, еще более десяти лет назад предлагавший в качестве инструмента для сбережений использовать сберегательные сертификаты, указал на ошибки предложенной программы. Солодков тогда подчеркивал, что в случае выпуска такого сертификата на большой срок его обладатель, если вдруг понадобились деньги, мог продать свой сертификат на рынке по текущей цене.
«Таким образом решался вопрос о создании долгосрочных сбережений. Вместо этого правительство вместе с ЦБ создали сберегательные сертификаты и лишили их вторичного рынка. И они по факту получились безотзывный вкладами. Сейчас их доля на рынке стремится к нулю ровно по этой причине. - говорит Солодков. - Ни один здравомыслящий человек на срок больше, чем один год, вкладываться не будет. Сейчас правительство продолжает с упорством маньяка идти по этому же пути. Предлагают какие-то безотзывные вклады на какие-то длительные промежутки, но кому они будут нужны - я не знаю. Если только ими зарплату не начнут выдавать, как это было в свое время с советскими облигациями. Проблема в том, что длинные деньги экономике нужны, но ищутся они совершенно не в том месте, где они должны быть. И с этим ничего нельзя поделать. Скажем мягко, не хватает очевидного понимания того, что сейчас происходит».
Александр Сафонов обращает внимание и проблему финансовой стабильности. «А где все те инструменты, которые позволят обеспечить вращение этих денег в столь долгий период времени, чтобы они не потеряли покупательной способности, а даже приобрели? И таких инструментов на сегодняшний день нет. Поэтому, когда мы складываем все факторы вместе, то получается, что время для начала применения нового формата накопительной пенсии не очень удачное», - резюмировал эксперт.
Директор департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России Ольга Шишлянникова в интервью «Российской газете» отмечала, что гражданин с помощью инвестирования должен уметь накапливать вдолгую: на покупку недвижимости, образование, пенсию. А существующие индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) не всегда позволяют это сделать, поскольку ориентированы скорее на среднесрочные инвестиции.
По ее оценке, самый оптимальный вариант вхождения в программу - в начале трудовой деятельности, то есть в 25-30 лет. Но чаще всего в этом возрасте люди больше потребляют, а не накапливают. Поэтому, по оценке Шишлянниковой, более перспективная категория - люди 40-45 лет.
В Центробанке рассчитывают, что новая программа сможет заработать уже с 1 января 2024 года и получит широкое распространение еще через год. Потенциальное число тех, кто может прийти в программу - более 30 млн человек.
Сложная задача, учитывая, что более ста лет рядовых граждан приучали к тому, что отдавать государству свои деньги - значит попрощаться с ними.
За вековую историю наберется с десяток только самых громких истории «честного отъема» денег руками государства. От добровольно-принудительных «сталинских облигаций», заморозки советских вкладов в Сбербанке СССР (сберкассе люди доверили более 300 млрд советских рублей), погашение которых сейчас оценивается в 50 трлн рублей. И до печально известной денежной реформы премьер-министра Павлова в 1991 году с конфискацией излишней денежной массы у населения.