Кому нужен Яндекс: версии и факты о продаже главной интернет-компании страны

6 мая 2023, 10:20
Продажа Яндекса окутана завесой, сотканной из слухов и интересов, как экономических, так и политических. О предстоящей сделке неизвестно практически ничего: что продает, чьи акции продает и кому продает бывший министр финансов Алексей Кудрин, оставивший почетное место в Счетной палате?

Елена ПЕТРОВА, Наталья СЕЙБИЛЬ

Сколько стоит Яндекс

В конце прошлого года бывший министр финансов Алексей Кудрин попросил президента Путина освободить его от должности Председателя Счетной палаты и перешел в Яндекс. «Принял предложение «Яндекса» стать советником по корпоративному развитию. Вместе с менеджментом буду разрабатывать корпоративную структуру нового холдинга, которая обеспечит долгосрочное и устойчивое развитие компании на всех рынках, включая международные», — написал Кудрин в своем телеграм-канале в декабре 2022 года.

Эксперты говорят, что одной из целей этого перехода была подготовка компании к продаже. Однако Яндекс, попавший под санкции, потерял за полгода две трети капитализации. Осенью 2021 года его стоимость оценивалась в 29,72 миллиарда долларов. По состоянию на пятницу, 5.05.23, оценка снизилась до 8,95 млрд. долларов, или втрое меньше.  

Для владельцев компании потеря двух третей капитализации - прямой ущерб. А вот со стороны возможных покупателей подешевевший актив может быть весьма привлекательной инвестицией. 

- Яндекс сейчас -  чрезвычайно привлекательный актив. Компания прибыльна. Будет ещё прибыльнее.  С точки зрения бизнеса это - выгодная история. - заявил "НИ" Генеральный директор Института исследований Интернета Карен Казарян.

Но на вопрос, что известно о покупателях, Казарян отвечает: «Лично мне - ничего».

 

Как говорит аналитик Финам Леонид Делицын, главный вопрос в том, как будет передаваться контроль над компанией. У Яндекса двойная структура акций, когда основатель компании Аркадий Волож, владея лишь 8% акций класса А, что в переводе на человеческий означает: его экономическая доля составляет 8% - контролирует 46% голосов акционерного собрания, а реально это цифра превышает 50%. Если Волож продает свою долю, то контроль улетучивается.

- Насколько я понимаю, основатель компании, продав свою долю, на самом деле продает только 8% и никак не может продать контроль. Контроль просто испарится, если старый устав в силе, и они не приняли какой-то новый. - говорит Делицын.

Есть еще одна версия, но она маловероятная. Из-за санкций есть пакеты расписок, которые не торгуются. Они принадлежат иностранным акционерам. Чисто теоретически российские бизнесмены могли бы передать деньги иностранным акционерам за долю в Яндексе, но это практически невозможно по очень многим причинам. Во-первых, сделка эта будет чисто политической, «хайли анлайкли», как любят говорить в российском МИДе, а при нынешней ситуации ни российские власти, но западные на нее, скорее всего,  не пойдут. Во-вторых, длина списка возможных покупателей Яндекса, о которых рассказали иностранные агенты, заблокированные Роскомнадзором, свидетельствует о том, что горячего желания у олигархов прикупить Яндекса не наблюдается.

Кто может купить Яндекс?

Эксперты по медийным и Интернет-компаниям открещиваются от разговоров о возможных покупателях. 

На сайте Яндекса никаких сообщений о возможных оффертах тоже нет. Это означает, что инициатива исходила не от российских миллиардеров, будь то владелец Лукойла Вагит Аликперов, или хозяин Северстали Алексей Мордашов, или Леонид Михельсон с Владимиром Потаниным, а из самой компании, считает Леонид Делицын:

- Для российских бизнесменов это будет вынужденная покупка. Они бы сами позвонили. Кудрину не пришлось бы рассылать им приглашения, если они этого хотели. Все бы сделали давно и бесшумно. Это как контроль над экологией. Запрещают сбрасывать сточные воды. Или надо налоги платить. Или надо благоустраивать город, если это градообразующее предприятие. В этом смысле воззвали к социальной ответственности.

В одном ряду с другими потенциальными покупателями называли и Романа Абрамовича. К слову сказать, Millhouse Абрамович вместе с компаниями совладельцев "Евраза" Александра Абрамова и Александра Фролова и ВТБ три года назад уже вложили в Яндекс 1 миллиард долларов.  Рынок расценил эту инвестицию как долговременную, не на год или два, а на десятилетие. Сам Абрамович  предстоящую покупку не подтверждает, хотя слухи об этом слышали многие. Как писали в СМИ, и Абрамович, и Потанин согласны купить Яндекс, если у них будет контроль. Но эксперты подозревают, что это просто форма отказа от сделки. Яндекс давно превратился в актив, важный для национальной безопасности, и власть не отдаст ее в руки кому-то одному.

Другая версия в том, что 8% Аркадия Воложа просто разделят между несколькими крупными бизнесменами. Леонид Делицын говорит:

- Я думаю, что те, которые согласятся, приобретут процента по два, вчетвером, вдесятером. Сейчас абсолютно непонятно, кто будет контролировать компанию. Там есть Кудрин, и вероятно, что условием будет контроль… Что касается Воложа, он получит в соответствие со своей экономической долей, я не думаю, что он может получить более 8% от стоимости Яндекса. Но я думаю, что это порядка 1 миллиарда долларов.
#Санкции против России #Яндекс #Экономика #Бизнесмены #Бизнес #Аналитика #Покупка #Владимир Потанин #Россия #Елена Петрова #Роман Абрамович #Наталья Сейбиль #Цифровая экономика #Суды #Олигархи
Подпишитесь