Posted 5 мая 2023,, 09:02
Published 5 мая 2023,, 09:02
Modified 5 мая 2023,, 09:09
Updated 5 мая 2023,, 09:09
Пятничным утром 5 мая многие СМИ и социальные сети опубликовали заявление в эфире телемарафона министра цифровой трансформации Украины Михаила Федорова о том, что в этой стране в рамках проекта «армия дронов» уже обучены 10 тысяч операторов беспилотников:
«Недавно мы закончили первую часть проекта обучения пилотов БПЛА, 10 тысяч пилотов научили за это время. То есть «Армия дронов» - это комплексное развитие сферы БПЛА как с точки зрения производства, так и с точки зрения их применения».
Кроме того, министр сообщил, что всего планируется создать 60 ударных рот беспилотных летательных аппаратом. На эти цели удалось собрать за год на одной из фандрайзинговых платформ 325 миллионов долларов, и ожидаются новые сборы средств для этой программы.
Правда, российский экономист Никита Кричевский сильно усомнился в адекватности таких планов:
«Гонево чистой воды. Подготовить сразу 10 тысяч операторов в столь короткие сроки, да еще с постоянно меняющимися объектами управления, невозможно.В Китае подготовка операторов дронов давно является отдельной специальностью в рамках тамошнего высшего образования. А нажимать на кнопочки может любой школьник. Только толку от школьных операторов в условиях боевых действий – ноль».
Как бы то ни было, а Украина уже кардинально пересматривает свою боевую стратегию использования дронов. Как писал недавно украинский радиоинженер, эксперт по аэроразведке и производству дронов Юрий Касьянов, высокую боевую эффективность могут иметь только те ударные дроны, которые производятся массово, а не закупаются в Китае через третьи лица. По его расчетам, необходимо производить от десяти беспилотников в сутки, чтобы хотя бы раз в неделю наносить с помощью 50-100 дронов массированный удар по важной цели в тылу противника: «С такой интенсивностью ни одна ПВО не справится, даже если аппараты будут обнаружены».
При этом, совершенно бесполезны большие тяжелые заметные беспилотники с мощной боевой частью, плохо отработанной бортовой электроникой (установленной «из коробки» с AliExpress) и базовым любительским софтом управления. Очень многие такие ударные дроны попросту или не долетают до цели, или падают, цепляясь за деревья, или врезаются в здания, или не взрываются у цели, или взрываются на старте, - напоминает эксперт.
Ударным беспилотникам, по его мысли, не нужны мощные боевые части. Для современного ударного беспилотника точность во много раз важнее мощности боевой части, потому что даже стокилограммовая боевая часть, которая взорвется на расстоянии десятков метров от цели, не нанесет ей практически никакого вреда. Но профессионально сделанная боевая часть весом в несколько килограммов, которая взорвется на расстоянии нескольких метров от самолета на аэродроме, локатора или пусковой установки С-300 — превратит эти многомиллионные военные машины в хлам.
Ударный дрон большого радиуса действия — это полностью автономный летательный аппарат, полный робот, который может иметь совершенно скромную боевую часть весом в пару килограммов, может быть изготовлен из фанеры, пенопласта и бумаги и иметь мотор от бензопилы — для одноразового самолета это вполне нормально. И пусть он будет летать на 10% меньшую дальность, чем его аналоги, сделанные по всем канонам аэродинамики из стеклопластика и карбона, зато стоить такой аппарат будет в десятки раз дешевле, и производить такие дроны можно сотнями в неделю. А при наличии хорошо отработанных алгоритмов управления, датчиков наведения и первоклассно собранной электроники такой массовый аппарат становится грозным оружием, боевой саранчой, которая сбивается в стаи для нанесения неотвратимого удара.
Именно поэтому эксперт заявил, что Украина сделает упор на производство компактных дронов, которые российские ПВО не смогут вовремя обнаружить: с размахом крыла — не более 2,5 метров, весом — не более 20 кг. Они будут иметь малую шумность двигателя, малую радиоэлектронную и инфракрасную заметность, и применяться исключительно в темное время суток в полете с режимом огибания рельефа местности.
«Точность, точность и еще раз точность. Достичь высокой точности попадания по цели, которая находится на расстоянии в сотни километров, не так-то просто, тут следует использовать наведение по координатам (как у «шахеда»), с использованием помехоустойчивых приемников спутниковой навигации (что недешево), с использованием хорошо продуманной инерциальной системы наведения, датчиков наведения (датчиков цели), бортовых локаторов и пеленгаторов. (…) 50–100 таких ударных дронов будет совершенно достаточно для полного уничтожения аэродром вместе со всей дорогостоящей авиационной техникой, которая не находится в укрытии. Если принять за базовую стоимость дрона-камикадзе 5 тыс. долл. (при массовом производстве это возможно), то при уничтожении на стоянке аэродрома хотя бы десяти самолетов противника стоимостью 50 млн долл. каждый экономический эффект будет как минимум стократным».