Posted 1 мая 2023, 11:51
Published 1 мая 2023, 11:51
Modified 7 мая 2023, 12:04
Updated 7 мая 2023, 12:04
Елена Петрова, Наталья Сейбиль
Много ложных сообщений поступает из Москвы и Подмосковья. 10 марта жители «увидели» подозрительный летающий объект над поселком Рогово недалеко от Москвы. Граждане вызвали полицейских, которые сразу и приехали. Но ни беспилотника, ни его оператора обнаружить не удалось.
23 апреля было закрыто воздушное пространство над аэропортом Внуково. Причина – сообщение о дронах. 4 рейса были отложены на полчаса. Самолет Turkish Ailines, выполнявший рейс ТК415, был вынужден несколько раз уйти на новый круг, прежде чем он смог совершить посадку. Позже власти не подтвердили закрытие «неба» над аэропортом.
В конце февраля закрывали небо и в Пулково под Санкт-Петербургом. Причина та же: за 200 км кто-то «увидел» неопознанный летающий объект, якобы следующий курсом на вторую столицу.
Много сообщений о дронах поступает из пограничных областей. Так, летом прошлого года всего за одну неделю жители Курской области позвонили больше 100 раз по телефону 112 и сообщили, что они якобы заметили дроны.
Сами власти вольно или невольно разгоняют страхи особенно чувствительных граждан. Например, в Москве был случай, когда сотрудников бюджетных учреждений обязали группами патрулировать во дворах и наблюдать, не прилетит ли какой неопознанный летающий объект.
В Саратове, который находится в 864 км от Харькова, еще прошлой осенью сами власти попросили граждан звонить в МВД и ФСБ, если они заметят дроны. В сообщении нужно указывать направление полета беспилотника, приметы аппарата, быть на связи с силовиками, следить за БПЛА и снимать его на видео.
В результате таких мер о безопасности граждан начали давать свои плоды: например, 30 апреля в Москве два раза вызывали полицию. Две москвички с Авиамоторной улицы столицы перепутали небесные светила с дронами и позвонили по 02 с разницей в пять минут.
Психологи и психиатры говорят о дронофобии – состоянии людей, испытывающих тревогу или агрессию при виде или упоминании беспилотников.
Психологам хорошо знакомы тревожные расстройства Часто люди пытаются заглушить тревогу или «убежать» от нее. Вместо проживания страха и размышления, что можно сделать, люди пытаются отвлечься. Кто-то медитирует, кто-то напивается, а кто-то глотает таблетки. Но через некоторое время тревога возвращается. Образуется порочный круг: страх опасен - от страха надо убегать – он снова возвращается.
Специалисты советуют относиться к тревоге как к красному сигналу светофора. Поэтому нужно разобраться, что вызывает тревогу, насколько реальна опасность, и как сам человек может попытаться справиться с ней.
Если повлиять на ситуацию с дронами невозможно, нужно попытаться изменить ее. Но бывают ситуации, когда сделать это невозможно. Тогда ее нужно принять, говорят специалисты. Путь к принятию сложен. Он подразумевает честный разговор с собой и выстраивание жизни с учетом новых обстоятельств.
Страхи отнимают очень много сил, поэтому организму нужно давать передышку. Помогут общение с друзьями, спорт, чтение книг, прогулки на природе – все, что приносит положительные эмоции и отвлекает от тревожных мыслей.
Есть хороший способ структурировать свое отношение к тревоге. Например, человек говорит себе, что он будет беспокоиться по поводу дронов с 6 до 8 часов вечера, а в остальное время он не будет об этом думать. Тогда на тревогу можно научиться смотреть со стороны.
"Новые Известия" поговорили с врачом-психиатром Василием Шуровым, как бороться с такими состояниями.
- С чем связано усиление боязни дронов у населения?
- К сожалению, в нашем обществе очень высокий уровень тревоги. Необязательно он связан с СВО. Это началось с пандемии коронавируса – боялись вирусов. Теперь боятся дронов, диверсантов. Очевидно, что такая высокая тревога должна во что-то канализироваться, она же не может быть беспочвенной. Очень тяжело признать, что ты пребываешь в тяжёлой тревоге, а объективной причины для этого нет, если не считать бесконечную информационную атаку. Сначала нам объясняли, что мы не умеем правильно мыть руки. Сейчас говорят о том, что ПВО не лучшим образом работает, поэтому, естественно, люди напряжены. Хотя вокруг Москвы с радиусом на 700 км, насколько мне известно, еще с послевоенных дет выстроена одна из лучших систем ПВО в мире.
- Как новости связаны с обострением и даже, в некоторых случаях, с массовым психозом по поводу дронов?
- В информационном потоке огромное количество новостей, где показывают дроны. Они долетают, не долетают, падают... Создаётся напряжение, люди начинают всё время смотреть в небо, присматриваться. Конечно, не все. Но те, у кого тревожно-мнительное расстройство личности, люди с невротической симптоматикой, люди с травмами. Все они нашли способ, куда направить свою тревогу. Приглядываются, прислуживаются. Историй много, а СМИ поддерживают градус напряжения.
- Что с этим делать?
- Бдительность, конечно, проявлять нужно, но всё время пытаться увидеть дроны в небе – уже тяжёлый невроз. Я считаю, что если человека не отпускает тревога, он не может спокойно жить, нужно идти к профильному специалисту и решать вопрос. В данном случае, к психиатру или психотерапевту.
Если мы говорим о приграничных районах, то там такая обстановка, что возможно, лучше переехать. Если говорить о жителях Москвы, других городов, я бы порекомендовал с таким уровнем тревоги, которую вполне можно назвать фобией, обратиться к специалистам Даже не тревогой, а фобией, если есть страх, не сильно имеющий под собой почву.
- Есть ли общие рекомендации?
- Есть бдительность. Это одна история. Если человек всё время переживает, ждёт, приглядывается, видит там где нет – это другая история. Какие я могу дать рекомендации, если в новостях ежедневно говорят о дронах? Там нашли, здесь упал… СМИ поддерживает эту тревогу в людях.
- Значит, единственное решение – нужно к врачу и пить антидепрессанты?
- Необязательно антидепрессанты, но необходимо разбираться с состоянием. Кому-то помогает психотерапия, кому-то – лёгкие противотревожные препараты. Неважно, человек боится собак и не может из-за этого выйти на улицу, боится диверсантов – это всё одинаковый механизм. Необходимо разобраться в причинах фобии – почему у тебя нарушается социализация, привычный уровень жизни, если это длится неделю, две или три. Начинают страдать близкие, работа. Конечно, надо идти к специалисту.
Я не говорю, что всем, но когда страхи выражены – то да. И не затягивайте невроз, потому что на этой почве он может перейти и в депрессию, и в паническое расстройство.
- Как Вы оцениваете состояние общества?
- Я честно должен сказать – людей с неврозами стало больше. Тревожность повысилась, приходится пересматривать терапию. Подвешенное состояние в течение последних нескольких лет привело к декомпенсации людей с расстройствами психики. «Охота за дронами» этим людям здоровья не прибавит. Смотришь в небо – иди к доктору. Есть опросник шкалы тревоги. Надо просто разобраться, чем вызвано обострение травмы, выполнять рекомендации врача и жить спокойно.
Для таких людей защитой является информационный детокс. Надо оставить 2-3 источника информации, желательно, государственных, которые подают новости максимально мягко. Раз Вы чувствительны, тревожны – должна быть информационная гигиена.
От себя добавим:
Запугивание дронами - часть информационной войны, которую ведут оппоненты России по всем возможным каналам. В стримах ютуба никто из них этого и не скрывает.
Ну и обычный здравый смысл, конечно, не помешает, чтобы понимать уровень реальных угроз. Вероятность погибнуть или получить увечье в ДТП по прежнему в сотни раз выше, чем попасть в авиакатастрофу или стать жертвой боевого дрона вдали от всяких боевых действий. Кроме того, сами оппоненты из-за рубежа подчеркивают, что цели дронов - это военные объекты, а не дома мирных граждан. Так что не так страшен черт, как его малюют, гласит народная мудрость.