Иван Петровский
Напомним, что 21 февраля президент РФ Владимир Путин во время ежегодного послания к Федеральному собранию предложил создать специальный государственный фонд, который будет оказывать адресную помощь ветеранам СВО и семьям погибших. Он отметил, что фонд будет напрямую подчинен правительству.
26 апреля Премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что в российских субъектах уже создаются отделения Фонда поддержки участников спецоперации.
«Они начнут помогать с предоставлением мер социальной, медицинской, психологической помощи как самим защитникам, так и их семьям и родным, решать любые насущные вопросы, в том числе связанные с реабилитацией, содействовать в трудоустройстве», — рассказал глава кабмина.
Какие именно меры поддержки для участников СВО и их семей возможны в современных условиях, видно, например, в Ямало-Ненецком округе, губернатор которого Дмитрий Артюхов был отмечен Путиным как один из передовиков движения.
• 300 тыс. рублей – единовременная выплата участникам спецоперации на Ямале:
Финансовую помощь может получить не только сам военнослужащий, но и его близкий родственник, счет которого он укажет в заявлении.
• 1 млн рублей – выплата за ранение или увечье, полученные в боях на Украине:
• 3 млн рублей – выплата семье в случае гибели военного в ходе боевых действий.
– освобождение от уплаты аренды за недвижимость и земельные участки;
– отменен транспортный налог на один легковой автомобиль с двигателем любой мощности (в 2022 году налог за прошлый год исчисляться не будет);
– соцвыплата в 100 тыс. рублей на догазификацию – подключение дома к центральному газоснабжению (предоставить заявление, паспорт, договор о подключении оборудования, акт о подключении);
– включение вне очереди в списки получателей соцвыплат на покупку или строительство жилья по программам для молодых семей;
– безработным супругам участников СВО помогут найти работу, выплатят максимальное пособие по безработице;
– бесплатная психологическая и юридическая помощь;
– бизнесмены получат отсрочку по платежам процентов и основного долга по льготным кредитам, а также продление сроков отчетности по региональным грантам.
– сертификат в размере 120 тыс. рублей на прохождение реабилитации в медучреждениях;
– бесплатные лекарства для детей военнослужащих до 18 лет при амбулаторном лечении;
– прием в ямальских больницах вне очереди;
– путевка в оздоровительные лагеря для детей военнослужащих (один раз в год).
– компенсация платы в размере 70 % за посещение детсада (родителям, дети которых не ходят в детсад, тоже положена компенсация);
– образовательная субсидия в размере 100 % от стоимости обучения (не более 200 тыс. рублей за учебный год) в учреждениях высшего и среднего специального образования;
– родители, которые работают вахтовым методом или посменно, смогут получить место для детей старше трех лет в организациях соцобслуживания круглосуточно (Надым, Новый Уренгой, Муравленко, Ноябрьск и Пуровский район);
– возместят затраты на обучение в автошколах Ямала (водители категории Б);
– бесплатное посещение детских кружков и секций в госучреждениях культуры и спорта Ямала;
– бесплатное посещение окружных спортивных мероприятий;
– зачисление в спортивные группы и секции госучреждений без очереди, снабжение спортэкипировкой и оплата летних сборов.
Наряду с перечнем гарантированных мер, на Ямале растет и поддержка со стороны волонтёров, которые в режиме нон-стоп собирают и отсылают в войска все необходимые вещи - от дронов и приборов ночного видения до одеял и носков.
Во многом ЯНАО стал примером для других российских регионов. Распространять и юридически, организационно поддерживать опыт помощи воинам и их семьям - задача депутатов всех уровней. Не случайно Президент РФ Владимир Путин отметил роль депутатов, выступая 28 апреля на пленарном заседании Совета законодателей в Таврическом дворце Петербурга.
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев подчеркнул в интервью УРА. Ру, что для российской власти понятие единства сегодня стало ключевым.
«Каждый депутат играет роль в разъяснении народу того, что происходит, и в обратном донесении мнения людей до исполнительной власти. Наши законодатели люди дисциплинированные, противоречий с исполнительной властью нет. Законотворчество поставлено на конвейер, все делается четко, быстро», — пояснил он.
Муниципальные депутаты также не подвели и со своей ролью справились, считает директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов. По его мнению, их главным достижением стала эффективная коммуникация с населением.
«Муниципальные депутаты сыграли важную роль в укреплении страны. Потому что это те люди, которые работают с гражданами России на местах, на земле. Они фактически олицетворяют власть. Они способны слышать чаяния, ожидания, боль и проблемы россиян, выносить их на обсуждение, при необходимости обращаться в вышестоящие органы», — подытожил Орлов.
А вот московский адвокат Александр Грибаков заявил, что готов бесплатно стать "адвокатом армии", выступая в разного рода публичных дискуссиях, где оппоненты оспаривают или сомневаются в мерах поддержки Вооруженных сил.
"Мы все заметили, что в какой-то момент после начала СВО в адрес армии начала нарастать яростная, оголтелая критика. Мы с коллегами-юристами иронизировали – специалисты по ковиду из соцсетей образца 2020 года вдруг в 2022-м стали военными экспертами. Они знают, куда надо наступать, куда наносить удары. Армию стали «бить» с тыла, а она не будет сражаться в блогосфере, у нее на это времени нет. Вы знаете, я ведь адвокат - защитник закона, в какой-то степени даже правозащитник. Трудно представить себе более либеральную профессию, поэтому в нашей среде процент людей, поддерживающих российскую армию, был не самый большой. Но я не могу не поддерживать, потому что армия – это плоть от плоти нашего общества, это мы и есть. У меня как-то раз товарищ, бурно комментируя какие-то события на линии СВО, спросил: «Ну как же так?! Ну кто там принимает решения?» Я говорю: «Такие же люди, как мы с тобой. Посмотри в зеркало. Это мы же. Армия – это мы». Критиковать сегодня Вооруженные силы – это ругаться с зеркалом." - сказал Грибаков в интервью МК.
По словам юриста, "армия, причем не только российская, так устроено во всем мире, - очень закрытая структура. И она не обязана, да и не может в силу вполне понятных причин держать нас в курсе всех своих планов и замыслов, объяснять логику решений. Есть, наконец, военная тайна. Я критически отношусь к информационным атакам на армию именно потому, что ее критики не понимают и не знают контекст событий, предшествующих тому или иному решению. Тайные механизмы принятия военных решений от нас скрыты, и как юрист я могу сказать – если вы не знаете причин происшедшего, не спешите критиковать результат."
В равной мере стоит понимать и новые законодательные новеллы - например, о наказании за фейки об армии или за неприятие электронных повесток военнообязанным. Как говорит Грибаков, "в обществе иногда возникает заблуждение, что это именно армия наказывает кого-то за нелояльность. И это не так. Кстати, сам закон с юридической точки зрения выстроен очень адекватно, даже лояльно. Уголовная ответственность применяется лишь в том случае, если человек уже был привлечен к административной ответственности за ранее совершенные аналогичные действия, то есть уже был наказан штрафом за публичную дискредитацию Вооруженных сил. Но непосредственно защитную для армии функцию закон не несет абсолютно".
Впрочем, в Дагестане для матерей ребят, погибших в Украине, ничего объяснять не пришлось.
"Я хотела пообщаться с человеком, который также потерял близкого", — рассказывает Патимат о первом знакомстве с Месей. По ее словам, она увидела в комментариях в одной из соцсетей рассказ женщины, у которой сын погиб в СВО. "Я ей в личку написала", — добавила Патимат. У одной военнослужащим был сын, у другой муж, оба одними из первых принимали участие в спецоперации на Украине.
"Сейчас в группе "Сила матерей" более 200 женщин. Наш чат не умолкает круглосуточно. Есть сообщения в три, в шесть утра", — говорит Патимат. Женщины делятся воспоминаниями, фотографиями и видео. Это помогает им не уходить в себя. Придает силы и желание оставить что-то памятное о подвигах своих мужей или сыновей
После гибели сына Месей решила в память о нем построить мечеть. О своей идее она рассказала женщинам из сообщества и близким. "Одна из знакомых позвонила и сказала, что есть мужчина, который занимается продажей участков в Ленинкенте (загородный поселок рядом с Махачкалой). Он готов подарить участок у дороги тому, кто построит на этом месте мечеть".
Так задумка Месей начала быстро воплощаться. "Изначально думали скинуться деньгами впятером из сообщества, нанять мастеров и приступить", — говорит Месей. Но принять участие в строительстве захотели несколько десятков участниц сообщества...
И таких примеров в стране уже немало.
Вчера из Череповца в зону СВО отправили 14 маскировочных сетей, которые сплели члены комитета семей воинов Отечества - жены, вдовы и матери участников СВО.
«У нас есть фонд, куда перечисляют деньги предприятия, жители. Уже собрано больше 35 миллионов. На них в основном покупаем запчасти, оборудование, инструменты, вещи. Предприниматели передали холодильники и питьевую воду. Многие семьи участников СВО объединились, но они должны знать, что мы всегда готовы прийти на помощь. Разработано много мер поддержки. Около десяти миллионов грантовых средств выиграли некоммерческие организации, чтобы поддержать семьи военных», — рассказала глава города Маргарита Гусева.