Среди экспонатов Национальных музеев Шотландии есть странная скульптура из белого известняка – статуя фараона, сидящая на коленях неизвестного человека. Статуя фараона выполнена не в натуральную величину, ее голову украшает хепреш – синяя, или военная, царская корона с уреем – стилизованным изображением богини-кобры Уаджит.
Странность скульптуры заключается в том, что в Древнем Египте фараонов на скульптурах не изображали рядом с людьми, не принадлежащими царской фамилии. Куратор отдела древнего Средиземноморья в Национальных музеях Шотландии Маргарет Мейтленд в своей книге «Дейр-эль-Медина: сквозь калейдоскоп» (Deir el-Medina: Through the Kaleidoscope. Franco Cosimo Panini Editore, 2022) предложила гипотезу, объясняющую появление этого «невозможного», по ее словам, предмета.
Проведя архивное расследование, Мейтленд обнаружила, что скульптура была раскопана в Дейр-эль-Медине, сообщает LiveScience. В древности здесь, на западном берегу Нила напротив Луксора, было поселение ремесленников, возводивших храмы Долины царей и Долины цариц. Изучив другие скульптуры из Дейр-эль-Медины, а также исторические записи, исследовательница обнаружила, что, в отличие от простых жителей Древнего Египта, некоторые высокопоставленные обитатели этого места не были скованы жесткими правилами, регламентирующими создание изображений фараонов.
Во время правления Рамсеса II (примерно с 1279 по 1213 год до н.э.) в Дейр-эль-Медине с поощрения царской семьи процветал культ поклонения статуям, посвященным фараону. «Учитывая важную роль, которую мастера играли в строительстве царских гробниц, а также то, насколько важное место в египетской политической системе занимали захоронения царей, было важно поддерживать стабильность социальной структуры, которая управляла Дейр-эль-Мединой, культивируя преданность царю», – пишет Мейтленд. Поэтому, несмотря на то что обычным египтянам не рекомендовали изображать фараонов и не-фараонов вместе, в это конкретное время и в этом конкретном месте этому даже потворствовали. А то, что на скульптуре, о которой речь, изображен не сам фараон, а его статуя, делает ее еще более приемлемой.
Фараон, изображенный на скульптуре, скорее всего, Рамсес II, считает исследовательница. А человек, стоящий позади него на коленях, – Рамос, старший писец и лидер общин. О том, что это именно Рамос, свидетельствует цветочный венок на голове: в Древнем Египте мужчины его почти не носили, но существует деревянная статуя из Дейр-эль-Медины, на которой изображен Рамос в венке.