Posted 26 апреля 2023, 10:04
Published 26 апреля 2023, 10:04
Modified 3 мая 2023, 11:29
Updated 3 мая 2023, 11:29
Таких артефактов в мире насчитываются единицы.
Мария Дубинская
Ценные экспонаты являются важным источником знаний об истории великих географических открытий, они очень интересны с художественной и эстетической точки зрения, а также позволяют проследить за развитием научной мысли, отображая своеобразные представления людей, живших в XVII веке, об устройстве мира, и помогают нам лучше понять наших предшественников.
На небесном глобусе запечатлены созвездия, а на земном континенты и острова. Как во время презентации в ГИМ разъяснили специалисты, такие глобусы мастера создавали в Европе на протяжении всего XVII века, однако широкую популярность получили именно глобусы Блау, поскольку они были не только очень красивыми, но и самыми точными.
Глобусы, помимо прочего, являлись приметой статуса. Они подчёркивали, что их владелец не просто состоятелен и имеет влияние в обществе, но ещё и хорошо образован: знает, что планета Земля вращается вокруг Солнца, представляет, как по небосводу в разное время года перемещаются звёзды, способен поддержать разговор об астрологии и т.п.
Земные и небесные сферы встречаются на холстах художников того времени. Например, их изображения можно увидеть на полотнах Брейгеля и Вермеера.
Когда-то по картам Блау учились не только лучшие голландские мореплаватели, но и сам Пётр I.
В XVII веке в Русском государстве глобусы не изготавливались, первый был создан при Екатерине II. Именно поэтому творения европейских мастеров той эпохи представляют собой большую ценность.
Созвездия на небесном глобусе изображены зеркально, поскольку мы смотрим на них не с привычного ракурса землян, а будто бы извне, «со стороны Бога».
Во времена Блау полагали, что твёрдая сфера неба окружает Землю снаружи, на ней держатся звёзды и вращаются вокруг нашей планеты.
Кстати, определения «созвездие» на момент создания глобуса попросту не было. Его впервые использовал Михаил Ломоносов, чей портрет на экспозиции расположен как раз между двумя глобусами.
Заведующий отделом картографии Исторического музея Владимир Булатов рассказал, что, к примеру, Медведица называлась Медведем меньшим и Большим, созвездие Лира – Скрипницей, Близнецы – Близнятами, Корона была Венцом полночным, а Дельфин – Свиньёй морской.
Работы мастерской Блау хранятся в таких знаменитых музейных хранилищах мира, как Лувр и Папский музей Ватикана.
В нашей стране уникальной парой может похвастать только Государственный исторический музей.
Известно, что в 1925 году музей выкупил уникальные артефакты у семьи немецкого инженера Э. В. Айспо, приобретения обошлись в 25 рублей. В ту пору такая сумма составляла половину зарплаты учителя, на неё можно было купить 26 кг колбасы.
Первые работы по реставрации земного глобуса начались в 1986 году, но из-за отсутствия технологий, позволяющих восстанавливать столь сложные объекты, процесс тогда завершён не был.
«Приступить к восстановлению картографической реликвии мы смогли лишь тогда, когда получили партнёрскую поддержку юридической фирмы «Городисский и Партнёры». Была проделана очень большая работа», - отметил директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин во время церемонии презентации.
В 2018 – 2021 годах силами специалистов Всероссийского художественного научно-исследовательского центра имени академика И.Э. Грабаря были проведены необходимые исследования, разработана технология и осуществлена реставрация сфер, деревянных основ и металлических деталей. За четыре года, в чрезвычайно сложных условиях работа по реставрации глобусов была наконец окончена.
Как признаются реставраторы, для них этот проект стал профессиональным вызовом.
«Перед реставраторами стояла сложная задача по восстановлению глобусов с учётом их конструктивных особенностей и специфики материалов исполнения. Это уникальный случай, который требовал от нас разработки индивидуального комплекса реставрационных мероприятий. В процессе мы не раз собирали профессиональные советы, решали принципиальные моменты и создавали абсолютно новые схемы работ», - поделилась Евгения Мымрина, художник-реставратор высшей категории, сотрудник мастерской реставрации графики, редких книг и документов на бумаге Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря.
Необходимо было восстановить целостность парных глобусов, сохранив все элементы, изображения, оттенки и при этом сберечь аутентичность объектов. Самым сложным этапом было расположение бумажных сегментов на сферах. Специалисты воспользовались оригинальным методом самой мастерской Блау: фрагменты увлажняли специальным раствором, после чего соединяли их прямо на глобусе.
После завершения реставрации наконец появилась возможность экспонирования глобусов и включения их в экспозиционно-выставочный процесс Государственного исторического музея.
Кроме того, была создана высокоточная компьютерная 3D модель сферы глобуса, которую можно использовать для публикации на электронных площадках музея и дальнейшего изучения, что позволит специалистам расширить знания об этом уникальном памятнике мировой истории и культуры.
В настоящее время глобусы представлены в постоянной экспозиции Государственного исторического музея, в зале № 23.