Сменить пол в паспорте: зачем Минюст вмешивается в жизнь трансгендеров

25 апреля 2023, 09:24
Минюст выходит с инициативой о запрете смены пола. По словам главы ведомства Константина Чуйченко, законодательство нужно привести в соответствие с «текущими конституционными приоритетами». Что изменит обновленный закон и как это повлияет на жизни трансгендерных людей в России?

Юлия Сунцова

«Сейчас прежде всего речь идет о том, чтобы законодательно исключить возможность смены пола в паспорте и остальных документах. Допустимость изменения пола была закреплена в российском законодательстве в 1997 году. В то время различные международные организации, в том числе Всемирная организация здравоохранения, задавали тон в формировании тех или иных норм», - заявил Чуйченко.

По словам министра, с 2018-2022 год в России зарегистрировано более 2,7 тыс. случаев смены пола только по документам, без хирургических операций, после которых было заключено около 190 браков.

Одним из оснований для внесения изменений в паспорт и иные документы является справка об изменении пола, выданная медицинской организацией.

«При этом обязательность проведения хирургических вмешательств для получения лицом справки об изменении пола не предусматривается», - заявил Чуйченко, добавив, что такое положение дел ведет к юридическим коллизиям.

«Мы видим следующее: человек, сменивший пол в паспорте, но физиологически оставшись прежним, может заключать брак, усыновлять детей. Также возникают вопросы, с какого возраста такой человек, сменивший пол на бумаге, может выходить на пенсию? Или, если нарушит закон, в какое исправительное учреждение его направлять? И так далее», — сказал Чуйченко.

Глава Минюста добавил, что ведомство начнет работу над поправками в закон об актах гражданского состояния в ближайшее время. Кроме того, изменения будут внесены в закон «Об основах охраны здоровья граждан в России» и в ряд нормативных актов.

Согласно действующим российским законам, граждане России могут сменить пол в документах, если им выдано соответствующее медицинское заключение и поставлен диагноз «транссексуализм». Его выдает специальная комиссия, в состав которой входят сексолог, медицинский психолог и психиатр, при этом решение об операции в дальнейшем граждане принимают самостоятельно. Для старта процедуры по замене документов проводить операцию не обязательно.

Готовящийся законопроект будет запрещать изменять пол лицам, не прошедшим через хирургические вмешательства. Чтобы получить возможность изменить пол в документах, потребуется доказывать, что хирургические манипуляции были проведены.

По словам Константина Чуйченко, отмена возможности менять пол без проведения хирургических вмешательств станет одним из первых шагов по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Прошу говоря, вступать в брак лицам одного пола станет юридически невозможно. 

В то же время, еще в 90-ые в России многие комиссии по освидетельствованию людей с гендерной дисфорией ставили «транссексуализм» только тем, для кого это было вопросом жизни и смерти. В буквальном смысле.

В разгар споров о поправках в Конституцию, психиатр-сексолог Дмитрий Исаев пояснял, что исторически считалось, что человеку, не совершавшему попытку суицида, нельзя поставить диагноз «транссексуализм». Если не совершал – значит, спокойно может жить и так. Принцип был сформулирован в конце 60-х годов: «Мы спасаем человека от смерти, давая ему разрешение сменить пол». До недавнего времени многие комиссии на это ориентировались, и только совсем недавно этот «параметр» перестал влиять на решение.

Как изменится в России жизнь людей, готовящихся совершить или уже совершающих трансгендерный переход, если закон о запрете смены пола «без операции» будет принят? Какие последствия наступят для общества?

«Новые Известия» задали этот вопрос экспертам.

Дарья Якушева, клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт:

- Трансгендерные люди — и без того одна из самых стигматизируемых и уязвимых частей общества. К сожалению, до сих пор много предубеждений и мифов относительно людей с гендерным несоответствием даже в сообществе психологов – кто-то считает стремление сменить пол психическим расстройством. Но в МКБ-11 трансгендерность больше не рассматривается как «психическое и поведенческое расстройство», как это было в МКБ-10. Это важно понимать, потому что каждый новый справочник заболеваний опирается на новейшие исследования и научные знания. Это, вопреки некоторым мнениям, и не мода, и не политический тренд. Это просто данность, медицинский факт.

На людях, которые планируют трансгендерный переход, принятие подобного закона отразится крайне негативно. Согласно исследованиям, 19-25% таких людей пытались совершить суицид, мысль о том, чтобы свести счеты с жизнью хотя бы раз возникала у каждого трансгендера. Среди причин - стресс из-за неприятия родных, дискриминация в обществе, депрессия, злоупотребление психоактивными веществами. Последние две причины часто являются следствием первых двух.

Следствием озвученной господином Чуйченко инициативы станет новый виток травли и стигматизации этих людей.

Важный нюанс в том, что Минюст вроде бы как сохраняет возможность смены пола, если наличествует справка о хирургическом вмешательстве. Но с точки зрения человека, готовящегося к трансгендерному переходу, это не отменяет поражение в правах. Гендерное несоответствие выражается не только на физическом, но и на ментальном уровне. На ментальном уровне даже прежде. Чтобы понять все эти тонкости, Минюсту требуется открытое обсуждение с представителями ЛГБТ-сообщества, учеными и психологами. Но реальность подсказывает, что этого не будет…

Дмитрий Толмачев, политолог:

- По сути, в России вводится запрет на трансгендерный переход – процесс перестает быть признаваемым на уровне государства. Инициатива исходит из влияния американских консерваторов, без учета специфики российских национальных интересов, а также без понимания специфики российского общества и культуры. Поэтому в данном случае важно обращаться не к тону ВОЗ, а к российской истории. Не ясно, создаст ли это коррупционные риски и приведет ли к росту суицидов среди людей с диагнозом «транссексуализм». Также не ясно, как это будет влиять на операции другой части ЛГБТ-сообщества - интерсекс-людей.

Природа человека - очень сложная. Попытки управлять природными, генетическими и гормональными факторами посредством морали, политики или при помощи «графы в паспорте» нелепы. Это медицинский вопрос, а не политический.

Игорь Кочетков, правозащитник:

- Министр Чуйченко, по моему мнению, должен быть немедленно уволен в связи со служебным несоответствием. Он не в курсе, что документы трансгендерным людям меняли и в СССР, их меняли и меняют даже в таких фундаменталистских странах как, например, Иран. Соответствие гражданского пола гендерному самоощущению необходимо для того, чтобы граждане эти могли полноценно пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности.

Иван Руссу, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, член кафедры пластической и реконструктивной хирургии СЗГМУ им. И. И. Мечникова:

- В нашей стране трансгендерные переходы, мягко говоря, не поощряются обществом, общество не толерантно. Для людей, которые совершают трансгендерный переход, запрет на изменение в документах графы с полом станет весьма травматичным событием. На такой шаг решаются люди, которые убеждены в том, что природа совершила фатальную ошибку при их рождении, наделив их полом, не соответствующим их самоощущению и душевному состоянию. Перед переходом люди долго работают с психологами, сексологами и психиатрами. Более того, решение не может быть принято только из одного, пусть даже очень сильного желания человека. Медицинская комиссия из врачей разных специальностей, прежде чем поставить диагноз «транссексуализм», в течение нескольких лет подтверждает, переподтверждает и перепереподтверждает своё заключение. И заключение это базируется на совокупности данных, в том числе на физиологических обследованиях.

Когда люди, наконец, разделяют свою жизнь на ДО и ПОСЛЕ, они предпочитают, чтобы в их новой реальности не было никаких напоминаний о прошлом. Отметка в графе пол, которая не совпадает с их внешностью и самоощущением, перечеркивает весь проделанный долгий и сложный путь.

Лилия Исаева, клинический психолог:

- Отмена для человека возможности зафиксировать в паспорте свой пол – таким, как он себя идентифицирует – является нарушением прав человека и нарушением его личных границ. С психологической точки зрения, такое нарушение границ – есть насилие над личностью, и в 21 веке это не допустимо.  

Благодаря трудам сообщества ученых и врачей, возможность появилась в нашей стране 25 лет назад и на протяжении всех этих лет спокойно существовала. Теперь возможность эту пытаются у людей отобрать, причем принудительным образом. Любые запреты как таковые вызывают у любого человека напряжение и беспокойство. Запреты, которые никак не связаны с нарушением социальных норм – тем более.

Запрет на намерение зафиксировать свой пол в паспорте, конечно же, вызовет у совершающих переход людей тревогу, подавленность. Но хуже того – такие запреты ведут к нарушению социальной адаптации этих людей. Расхождение между тем, как человек себя идентифицирует, и тем, что записано у него в паспорте – это очень серьезный «патоген».

Калечить жизни своих сограждан, принимать новый закон просто в знак протеста нормам ВОЗ – это очень жестоко.

Нам говорят: просто разбираемся с юридическими коллизиями. Но если вопрос чисто юридический, тогда тем более нам обязаны предъявить серьезное обоснование поправок. Где оно? Похоже, что его нет.

 

Напомним, новшества о «сохранении традиционных семейных ценностей» были внесены в Конституцию РФ среди прочих поправок в июле 2020 года. В основном законе страны прописали, что брак — это союз мужчины и женщины. В ноябре того же года Владимир Путин утвердил основы государственной политики по сохранению традиционных ценностей. Согласно документу, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений считается деструктивным идеологическим воздействием на россиян, которое ведет к «насаждению чуждой и разрушительной системы идей и ценностей». В декабре президент подписал закон, запрещающий пропаганду смены пола, ЛГБТ и педофилии среди всего населения (ранее – только среди несовершеннолетних).

#Жизнь1 #Гомофобия #Конституция #Трансгендеры #Традиционные ценности #Конституционная реформа
Подпишитесь