Дмитрий Михайличенко, политический аналитик, доктор философии
Прямые выплаты населению – один из значимых и мало задействованных ресурсов сохранения лояльности российского социума, дальнейшее переформатирование которого не вызывает сомнений. Власти, скорее всего, вынуждены будут применять этот ресурс даже несмотря на угрозы разгона инфляции.
Прямые выплаты населению (многодетным семьям, инвалидам, малоимущим и т.д.) гораздо более эффективны с точки зрения формирования лояльности нежели социальные программы, особенно региональные. От последних на уровне регионов (не считая столицу и нескольких регионов нефтегазового севера) много пиара, но все меньше эффекта.
В ковидные годы власть ограниченно применяла инструмент прямых выплат населению, и вся инфраструктура для него создана. Деньги просто выплачиваются через казначейства. Минус в том, что этот инструмент делает необходимым дебюрократизацию России, а на это сейчас никто не пойдет.
Сильный и даже разросшийся бюрократический аппарат, наряду с силовым ресурсом, – абсолютно необходимы действующему руководству страны для удержания высокой и постоянно повышающейся управляемости обществом.
Показательно, что с начала СВО разговоры о сокращении кадров среди муниципальных и региональных госслужащих сошли на нет. Наоборот, от чиновников разного уровня требуется интенсивная работа по активному вмешательству в частную жизнь граждан с точки зрения и патриотического воспитания (не только детей, но и их родителей) и общему обеспечению лояльности граждан.
Помимо масштабных выплат участникам СВО власти сейчас активно платят детские пособия в рамках стимулирования рождаемости и поддержания приемлемого уровня жизни для семей с детьми.
Это лишь косвенно влияет на разгон инфляции, гораздо меньше, чем курс рубля к доллару. Очевидно, что дальнейшая девальвация рубля не вызывает сомнений и власти в дальнейшем будут относится к этому явлению как к неминуемому, а, кое-где, и сознательно провоцировать девальвацию рубля (как несколько недель назад). Выплаты гражданам будут, а что на них можно будет купить – это не проблема властей.
В условиях, когда 1% граждан России контролирует примерно половину национальных богатств, власть уже проводит политику по аккуратному/плавному изъятию средств у крупняка: это и косвенные налоги с предприятий, это и добровольные взносы, это и неформальная помощь на нужды СВО и другие вещи.
При этом элита, хоть региональная, хоть федеральная, так или иначе, будет пытаться компенсировать выпадающие доходы за счет подданных. Самые протестные в российском социуме уже отнюдь не образованный средний класс (он очень тонок), а бедные: при этом механизмов их защиты от произвола всяких региональных околовластных акторов (типа собственников управляющих компаний в ЖКХ) – нет. И создавать их не планируется.
И это значит, что руководство страны будет пытаться выравнять социальную структуру социума за счет экстренной/усиливающейся поддержки бедных и многодетных, а богатые и лояльные властям будут пытаться компенсировать потери за счет безмолвствующего большинства.
В этой конфигурации очень трудно найти баланс, а перекосы вероятны. Такая конфигурация страхует государства от резкого обнищания его подданных, но делает постепенный рост бедности неминуемым. Плюс истощается и без того малочисленный средний класс. Верхушка же численно расширяться вряд ли будет, жирок ей также придется сбросить, но не сразу, а постепенно. Про экономический рост говорить так же не приходится.
Оригинал здесь