Posted 21 апреля 2023, 13:58
Published 21 апреля 2023, 13:58
Modified 21 апреля 2023, 14:00
Updated 21 апреля 2023, 14:00
Екатерина Максимова
Накануне один из крупнейших банков ОАЭ — Emirates NBD, сообщил, что будет переводить активы россиян на отдельные счета, с которых вывести деньги будет невозможно. Уведомления о закрытии счетов нашим соотечественникам разослал и Bank of Cyprus (кипрский офшор шлет пламенный привет РФ). Грузинские Bank of Georgia и TBC россиянам также не рады. Даже оплот банковской тайны - нейтральная Швейцария, начала предупреждать граждан РФ о закрытии их счетов.
Экономист, экс-депутат Госдумы, финансовый омбудсмен Павел Медведев назвал тенденцию «очень тревожной».
«То, что мы сейчас наблюдаем с закрытием счетов - это как раз результат давления США. Всё угрожали вторичными санкциями и определенные неприятности мы уже получали от того, что наши контрагенты боялись этих вторичных санкций. И теперь потенциальные жертвы такого рода наказаний (вторичные санкции, - прим. Ред.) тысячу раз подумают, прежде чем свяжутся с российской компанией или российским гражданином», - заявил Павел Медведев в эфире Общественной службы новостей.
Доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ Игорь Липсиц напоминает, что текущая волна давления не так страшна, как первая, когда год назад нашим гражданам в Европе закрывали счета и приказывали забрать деньги. При этом наличными купюрами европейцы такие суммы не выдавали, а перевести средства в Россию и в своей стране обналичить валюту после начала СВО тоже стало невозможно.
«Охота идет на русских по всему миру. И эта беда. Но текущая ситуация не такая однозначная: кто-то бьется против русских, а кто-то пытается обойти санкции. Будет процесс размежевания: мир против русских, и тех, кто попытается работать с нами. Но надо понимать, кому в современном мире принадлежит сила - это США и Европа, с которыми никто не хочет ссориться», - говорит Игорь Липсиц и добавляет: россиянам не приходится надеяться даже на дружественный Китай. Банки Поднебесной, отметил профессор Липсиц, тоже не сильно любят российский бизнес и «не сильно-то распахивают дверь».
Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец согласен, что друзей у русских почти не осталось.
После начала СВО, когда банковский сектор ЕС закрылся для России и наши банки были отключены от SWIFT, банки на Ближнем Востоке стали серьезным «кошельком» для российских денег.
«На сегодняшний день совершенно очевидно, что американцы давили и будут давить на Россию, будут закрывать лазейки.У них есть абсолютная, стопроцентная возможность запретить любые финансовые операции, которые они захотят запретить. И если мы посмотрим, на кого они могут теперь надавить, то юрисдикции, находящиеся в Персидском заливе, это уязвимые юрисдикции. Я бы на месте тех россиян, которые там пытались хранить деньги, этого не делал», - советует Алексей Зубец.
Выхода нет?
В 2022 году россияне выводили на зарубежные счета рекордные суммы. К концу минувшего года Центробанк заявил, что в иностранных банках осели свыше 4,1 трлн рублей.
Только денежные переводы и только из России в страны СНГ выросли на сотни процентов. Больше всего денег «утекло» в Узбекистан (14,5 млрд долларов), Армению (3,2 млрд долларов) , Киргизию (2,6 млрд долларов), Грузию (2,1 млрд долларов) и Казахстан (менее 1 млрд долларов).
Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец считает, что оптимальным местом для хранения и перевода денег на сегодня остаются только страны, которые политически зависят от России.
«Монархи Персидского залива от России политически не зависят. А вот в случае с Азербайджаном, который зажат между Россией и Ираном, и у него непростые отношения с Арменией, политические факторы и риски играют против американцев. Та же самая история в Казахстане. Если выбирать юрисдикцию, то надо либо выбирать одну из республик Центральной Азии, либо Азербайджан, может быть, Армению. Но это точно не монархи Персидского залива», - полагает Алексей Зубец.
Впрочем, директор Банковского института НИУ-ВШЭ Василий Солодков опасается, что и страны СНГ - не лучший вариант.
«А там есть система страхования вкладов? А если есть, то в каком объеме? После ответа на эти вопросы отпадет и сам вопрос о том, нужно ли туда переводить деньги. Риск дефолта там значительно выше, чем в РФ. И есть большая вероятность потерять свои сбережения», - говорит Василий Солодков.
По его мнению, вариантов - как распорядиться своими накоплениями - у россиян практически не осталось.
Доходность по рублевым депозитам, с учетом инфляции, отрицательная. Хранить в валюте - опасно, так как счет в любой момент могут заблокировать. Перевести за рубеж - все сложнее и сложнее. Вкладывать в фондовый рынок - рискованно. Государство упростило возможность покупки золота, но проблема в том, что цена на золото может как падать, так и расти.
«У нас появляется много проблем, которых не было. И очевидных решений я не вижу», - говорит Солодков.
Павел Медведев согласен, что таких решений нет. И добавляет, что ситуация осложнялся еще и тем, что международными расчетами занимаются миллионы российских предпринимателей.
«Какие-то неочевидные решения, видимо, есть. Наша экономика в той части, где происходит покупка-продажа товаров, все же рыночная. И если в 90-ые годы товарами и продуктами граждан более-менее обеспечивали люди с клетчатыми сумками, то теперь возят составами. Как-то ухитряются и договариваются. Но тревожит то, что тенденция другой стороны сводится не к придумыванию новых санкций, а к тому, чтобы уже введенные выполнялись. Пока бизнес что-то придумывает, эти обходные пути могут даже превратиться в систему. Но там, на Западе, увидят и прикроют», - подчеркнул безвыходность ситуации Павел Медведев.
Игорь Липсиц добавляет, что очень богатым все же проще (они могут каким-то образом замаскировать свои деньги, например, через страховые компании). Но в целом хороших вариантов просто нет. Даже возможностей просто оформить банковскую карту в иностранном банке для личных целей, становится все меньше и меньше. Россиянам, говорит Липсиц, придется выбирать между «хуже или еще хуже».