Ирина Мишина
- Ирина Всеволодовна, по словам министра Валерия Фалькова, срок обучения на базовом уровне образования, в который войдут бакалавриат и специалитет, должен составлять 4–6 лет. Специализированное высшее образование Фальков предложил сделать доступным только после окончания базового образования. В чем отличие диплома после четырех лет обучения от диплома после шести и более лет обучения? Значит ли все это, что достойную работу человек сможет получить только после обучения в магистратуре?
- Окончательной договоренности по поводу разницы в подготовке специалистов по бакалавриату и специалитету нет. Известно, что на сегодня многие работодатели зафиксировали в программе бакалавриата 55 направлений, в специалитете их 495. Идет очень дробная подготовка под конкретные рабочие места. Но рынок труда меняется очень быстро. И возникает вопрос: как этот классификатор по специальностям модернизировать? Сейчас очевидно, что перечень образовательных программ базового и специализированного высшего образования должен быть переработан вместе с рынком труда в самое ближайшее время. Ведь в специалитете – многие востребованные специальности: инженерные, лечебное дело, медицина… Рынку труда нужны руки и головы, и тут надо четко определиться, кому надо учиться 4 года, кому – 6 и больше лет.
- Нельзя забывать и о том, что 22-23-24 года – это самый активный возраст, когда люди создают семьи, покупают квартиры, рожают детей. Если это время совпадет с учебой, человек не сможет сделать в своей жизни что-то более важное, не будет востребованным в самом расцвете сил. Может, имеет смысл сократить время обучения?
- Есть и другой момент. Многие учатся на платной основе. И если обучение будет длиться 6 лет и больше, кто будет платить? Родители-пенсионеры, сам студент, который в ущерб учебе будет работать, чтобы платить за эту самую учебу? Если будут длинные программы, не уверена, что на них пойдут ребята. Я знаю мнение специалистов в IT-отрасли: там нужны быстрые интенсивные программы по 3-4 года, чтобы молодой айтишник сразу выходил на работу, а уже потом продолжал обучение по месту работы. И такому специалисту важна не магистратура, а дополнительное обучение по профилю. То же самое – в экономике, во многих отраслях сервисного обслуживания.
- А в чем сегодня глубинное различие между специалитетом и магистратурой? Эти разные «ступени», как назвал их министр Фальков, дают разные знания?
- Мы сейчас по сути приравняли специалитет к магистратуре, и в этом есть определенные риски. В международных рейтингах учитывается и ценится именно магистратура. Если базовый уровень, в частности, бакалавриат, мы приравняем к специалитету, мы провалимся в международных рейтингах. И за рубежом все это вызовет по меньшей мере недоумение. С другой стороны, если сейчас начать переделывать все классификаторы под новую систему «ступеней», предложенную министром Фальковым, на это уйдет не меньше 3-4 лет. И еще вопрос: как быть с финансированием? Ведь сейчас мы финансировали контрольные цифры приема, исходя из подушевого финансирования. А как считать по новой системе, никто идей не выдвигает. И надо конечно семьи и студентов заранее предупреждать о том, что профессиональные стандарты будут меняться и как именно.
- Зависит ли сегодня трудоустройство от окончания бакалавриата, специалитета и магистратуры?
- Сейчас выпускники с первым и вторым уровнем, без магистратуры, часто работают на руководящих должностях. Но проще руководящую должность получить после магистратуры. На мой взгляд, на таких направлениях, как менеджмент, сервис, финансы, IT, можно вообще учиться 3 года. Бакалавриат не тормозит карьеру, напротив, перспективных и талантливых ребят-айтишников после 3-го курса бакалавриата часто зовут на работу.
- Может быть, обучение в колледже стоит засчитывать при поступлении в вуз?
- Будущее – за интегрированными программами, когда после колледжа студент сможет поступать сразу на 3-4 курс ВУЗа. Иначе мы придем к абсурду: человек учится в колледже 4 года плюс 6 лет в ВУЗе. 10 лет учебы? И это – в самом активном возрасте? А когда жить и работать? Тут надо учесть и то, что многие колледжи интегрированы в ВУЗовскую программу, особенно это касается технических специальностей. Было бы логично после колледжа проучиться в ВУЗе еще 2 года, а дальнейшие знания приобретать по мере необходимости. Я считаю, что человек должен выходить на рынок труда уже в 21 год.
- Ирина Всеволодовна, скажите честно, зачем Минпросвещения сейчас, внезапно, объявило об изменении перечня образовательных программ базового и специализированного высшего образования? Зачем эта "трехступенчатая система" из бакалавриата со специалитетом, магистратуры и аспирантуры? Ведь это же изменение финансирования, затраты…
- У меня складывается впечатление, что это некий политический компромисс. Мы заявили, что выходим из Болонской системы, вслед за этим надо было заявить о каких-то глобальных изменениях внутри системы высшего образования. Вот и заявили… И не придумали ничего, кроме того, что будем возрождать старую советскую модель специалитета. Что это даст рынку труда, как отразится на производительности, никто пока не поясняет. Так или иначе, в этом году абитуриенты поступают в ВУЗы по старой схеме.