Posted 21 апреля 2023,, 06:15

Updated 21 апреля 2023,, 06:17

«Частица антипода Бога». Российский физик предсказал второй бозон Хиггса

21 апреля 2023, 06:15
Фото: Соцсети
Если существование теоретически предсказанной частицы будет доказано, это позволит ученым приблизиться к разгадке тайны «темной материи»

Существование еще одного бозона Хиггса теоретически предсказал доктор физико-математических наук, профессор кафедры физики высоких энергий и элементарных частиц, руководитель лаборатории теории ядра и элементарных частиц имени В. А. Фока Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) . Сергей Афонин. По его модели, новая элементарная частица должна оказаться тяжелее обычной «частицы Бога» примерно в четыре раза. Результаты работы, поддержанной грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Physics Letters B.

Как известно, ученые смогли обнаружить и теперь способны наблюдать ранее предсказанную «частицу Бога», или бозон Хиггса, с которой, как они предполагали, и могла начаться Вселенная. Тогда казались, что это событие и завершит эпоху открытий фундаментальных элементарных частиц, однако, и теперь к Стандартной модели остается много вопросов, поскольку она не объясняет все явления, в том числе и загадку темной материи, или того, почему во Вселенной почти нет антивещества. Кстати, сам Афонин поясняет, что открытая им частица «действительно бозон Хиггса, но не в нашем “светлом” мире наблюдаемых элементарных частиц, а в “темном” мире ненаблюдаемых частиц темной материи. Тогда, если уж прибегать к популярным метафорам, ее, вероятно, было бы точнее называть не второй “частицей Бога”, а “частицей антипода Бога”. Если она существует, и физики научатся экспериментально наблюдать ее эффекты, то мы как бы приоткроем портал в мир темной материи, находясь в земной лаборатории».

Новое же открытие способно решить некоторые из этих вопросов и прояснить ряд пробелов в Стандартной модели, которая не только описывает взаимодействие всех элементарных частиц, но и позволяет предсказывать пока неизвестные свойства материи, а также пробовать «создать» новые. По сути, она на микроуровне описывает «матрицу» нашего мироздания.  К примеру, в настоящее время эффекты темной материи ученые могут наблюдать только в космологических масштабах. Они выяснили, что именно темная материя ответственна за своего рода «хаос» в наблюдаемых законах движения звезд во многих галактиках. Причем, по современным данным, ее общая масса почти в пять раз превышает массу обычной материи. Вероятно, теперь можно будет построить интересующую ученых модель уже на микроуровне. Только для этого нужно еще обнаружить предсказанную частицу в экспериментах на Большом адронном коллайдере.