Виктория Павлова
Без лишнего шума и пафоса на весенней сессии Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка в Вашингтоне МВФ представил новую международную цифровую валюту UMU (универсальная денежная единица), которая получит обозначение Ü. Она же Unicoin – Юникоин. Очередная криптовалюта, интересная только кучке криптофанатиков? Нет, это революция в сфере финансов, которая сможет поставить многие страны в прямую зависимость от США.
UMU – это цифровая валюта на базе блокчейна (как крипта), которую будет выпускать МВФ для того, чтобы центробанки различных государств смогли использовать её в качестве своей цифровой валюты. Это первый шаг к созданию единой глобальной валюты. На презентации UMU была описана массой красивых понятных и не очень слов. По заявлениям МВФ, новая цифровая валюта будет просто спасением от всех бед. Она обеспечит моментальные международные переводы, конвертацию с национальными валютами по самым выгодным курсам, смягчит сезонную и системную девальвацию национальных валют, защитит финансовую целостность международной банковской системы.
Чудо, как хорош этот новый Юникоин! Надо только, чтобы центробанки разных государств подготовили у себя инфраструктуру для появления цифровой валюты и признали Юникоин законным платёжным средством. Тогда международные расчёты будут проходить в UMU и никакой доллар уже не понадобится: цифровая валюта выгоднее и удобнее.
В последние годы мир явно раскололся на две части: одни страны поддерживают статус-кво традиционных доллара и евро в международных расчётах и резервах, другие страны, вставшие в оппозицию, включая Россию, продвигают альтернативные расчёты в национальных валютах.
Казалось бы, именно США должны в первую очередь стать противником ввода глобальной цифровой валюты, ведь она составит конкуренцию доллару. Но не всё так просто, ведь глобальные финансовые организации не такие уж и независимые.
Идеи МВФ и Всемирного банка сформировали в ходе Бреттон-Вудской конференции Объединённых наций по валютно-финансовым вопросам в 1944 году британский экономист Джон Кейнс и представитель Минфина США Гарри Уайт. И уже в 1947 году МВФ и Всемирный банк выдали свои первые кредиты Франции. Но Франция получила деньги (250 млн долларов) не просто так, а под обязательство, что в коалиционном правительстве не окажется коммунистов. Приверженность «независимых» международных организаций идеалам США, а не каких-то других стран, очевидна.
А иначе и быть не может. США имеют наибольшее количество голосов в правлении МВФ среди всех стран: 16,51%. На втором месте Япония с 6,15%, на третьем – Китай с 6,08%. Все страны ЕС, которые имеют в сумме 25,55% голосов, тоже особой независимостью мнения не отличаются. Всё началось с 1948 года, когда по инициативе госсекретаря США Джорджа Маршалла был запущен план по восстановлению послевоенной Европы, который финансировался Всемирным банком. Вместе США и ЕС имеют 42,06% голосов. Россия со своими 2,59% перебить их никак не способна. Базируются МВФ и Всемирный банк тоже в США, в самом Вашингтоне.
США просто не могли не принимать участие в создании UMU, поскольку фактически контролируют МВФ.
Основатель блокчейн-платформы Cardano Чарльз Хоскинсон в прошлом году крайне негативно высказывался относительно цифровых валют, выпускаемых центробанками.
- «Эти цифровые валюты банков могут работать на основе блокчейна, но я никогда в жизни не поддержу систему, в которой мы передаем неограниченную монополию кому-то в один момент, чтобы кто-либо имел полный контроль над вашей финансовой автономией и вашим экономическим доступом к тому, что можно было бы сделать: Представим, что есть страна, я не буду называть ее название, и в этой стране происходит гражданская война между двумя этническими группами, поэтому вполне возможно, если в стране есть CBDC, то партия большинства — та, что руководит правительством, которое подавляет другую группу — может просто сказать: „Знаете что, мы просто заблокируем все деньги для представителей этого этнического меньшинства“. Просто заблокируем».
Когда вы имеете наличные деньги, вы можете хранить их в сейфе, закопать в землю, увезти с собой куда угодно. Когда вы храните деньги на банковском счёте, вы можете самостоятельно выбирать банк, которому доверяете, можете менять банк, можно снять наличные. Когда храните деньги в виде цифровой валюты, таких вариантов нет. С криптовалютой вообще можно делать что угодно и как угодно (но и риски велики). С государственной цифровой валютой таких вариантов нет. В России эмитентом цифрового рубля является ЦБ РФ под руководством Эльвиры Набиуллиной, все кошельки могут храниться только в ЦБ, все операции проводит только ЦБ. Всё под абсолютным контролем ЦБ. Коммерческие банки будут предоставлять только доступ к этим кошелькам. Также, как и МВФ, Эльвира Набиуллина заманивает людей бесплатными переводами и возможностью пополнять кошелёк на сумму до 300 тыс. рублей в месяц.
С UMU ситуация аналогична цифровому рублю, только в более глобальном масштабе. Весь контроль над электронными средствами, их хранением, оборотом, массой денежных средств будет в руках МВФ. Неприятная ситуация, ведь ещё в конце XIX века 20-й президент США Джеймс Гарфилд сформулировал важный тезис:
- Тот, кто контролирует денежную массу нации, определяет её судьбу.
Для прямого контроля над судьбой государств требуются только соответствующая цифровая инфраструктура и признание Юникоина официальным средством платежа. Просто так наращивать денежную массу, прибавляя UMU к имеющейся нацвалюте невозможно. Это вызовет всплеск инфляции. Поэтому UMU может только заменять нацвалюту. Рычагов для убеждения правительств разных стран перейти на Юникоин у США наверняка немало. А вот инфраструктуры страны мира сами же и готовят.
Ямайка в прошлом году признала цифровую валюту Jam-Dex законным платёжным средством. Франция также выражала готовность до 2023 года запустить свою цифровую валюту. Япония и вовсе финансирует разработку МВФ руководства по внедрению центробанками цифровых валют.
Как ни странно, но и России не отстаёт. Эльвира Набиуллина, которая отказала россиянам в мерах по стабилизации рубля и борьбе с девальвацией нацвалюты, уже заявляла, что ЦБ и коммерческие банки готовы приступить к тестовому запуску цифрового рубля в небольших объёмах. Осталось только дождаться соответствующих законов. Госдума, кстати, утвердила законопроект о цифровом рубле в первом чтении 16 апреля 2023 году. По случайному совпадению, именно в этот день МВФ представил Юникоин…