Posted 19 апреля 2023,, 13:57

Updated 19 апреля 2023,, 13:59

Science Alert: в почве обнаружены грибы, поедающие прочный пластик за 140 дней

19 апреля 2023, 13:57
Фото: POLYFILL
25-27% образцов полипропилена грибы Aspergillus terreus и Engyodontium album съели за 90 дней. Полностью же пластик, среди которого были гранулы, пленка и листы с алюминиевым покрытием, под их воздействием разрушился за 140 дней. Это самая высокая скорость расщепления пластика грибами.

Полипропилен – прочный пластик, который используют для изготовления бутылок, крышек, контейнеров для пищевых продуктов и других популярных отходов. Разложение вещей из полипропилена может занять сотни лет, а на его долю приходится треть всех пластиковых отходов в мире.

Химики из Сиднейского университета сообщили о том, что обнаружили в почве два вида грибов, показавших выдающуюся способность к расщеплению полипропилена. 25-27% образцов полипропилена грибы Aspergillus terreus и Engyodontium album съели за 90 дней. Полностью же пластик, среди которого были гранулы, пленка и полипропиленовые листы с алюминиевым покрытием, под их воздействием разрушился за 140 дней, сообщает Science Alert.

Это самая высокая скорость расщепления пластика, о котором сообщалось в научной литературе. С оговоркой – для грибов. Бактерии, живущие в компосте, умеют делать это еще оперативнее: в недавнем эксперименте они смогли расщепить 90% всего за 16 часов. Вообще же ученые к настоящему моменту обнаружили более 400 микроорганизмов, которые естественным образом расщеплять пластик. Грибы занимают тут особое место, поскольку благодаря своим мощным ферментам могут поедать любые виды синтетических субстратов. Недавние исследования показали, что им под силу даже некоторые из «вечных химикатов», таких как PFAS, но этот процесс пока недостаточно изучен. Как именно грибам удается переваривать пластик, неизвестно. Ученые предполагают, что они разлагают пластиковые отходы на более простые молекулы, которые затем поглощают или выделяют.

Проблема с утилизацией пластика во многом объясняется тем, что существует множество различных видов пластмасс, и когда они попадают в отходы, их практически невозможно разделить и переработать. Большая часть пластиковых отходов либо сжигается, либо выбрасывается на свалку, поэтому так важны универсальные природные способы ферментации.

Сейчас авторы исследования изучают экономическую целесообразность своего метода, его воздействия на окружающую среду и возможность применения в коммерческих масштабах.

Исследование опубликовано в журнале npj: Materials Degradation.