SpaceX больше не летает? Что означает сегодняшняя отмена полёта Starship

17 апреля 2023, 22:21
Запуск самой большой и необычной ракеты в мире не состоялся. Сначала пуск неоднократно откладывался из-за отсутствия разрешения на полёт от Федерального агентства гражданской авиации, теперь из-за технической неисправности. Почему владельцу твиттера Илону Маску не удалось осуществить давнюю мечту?

Виктория Павлова

Первый в истории пуск многоразовой ракеты сверхтяжёлого класса Super Heavy и космического корабля Starship отменили. Компания SpaceX шла к этому событию более 20 лет: ещё в 2002 году Илон Маск говорил, что главная цель SpaceX – заселение других планет. Именно революционный Starship, который одновременно является и второй ступенью ракеты, и космическим кораблём, и спускаемым аппаратом, должен был стать главным инструментом достижения этой цели. Первые полевые испытания частей ракеты начались в 2019 году, уже в мае 2021 года Starship самостоятельно оторвался от земли и поднялся на заданную высоту в 10 км.

Скорость прогресса была потрясающей! Но с тех пор видимых успехов не было. Шли различные испытания, но шоу не было. К тому же Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) постоянно не давало разрешение на запуск новой ракеты: стартовая площадка в Бока-Чика новая, процедуры согласования с расписанием и маршрутами пролетающих мимо самолётов ещё не отработаны. Хотя SpaceX была готова запустить Super Heavy и Starship почти год назад. По крайней мере, так заявлял Илон Маск в марте 2022 года.

- До конца следующего месяца у нас будет 39 пригодных к полету двигателей, потом нам понадобится еще один месяц для их интеграции, поэтому надеюсь на испытательный орбитальный полет в мае.

Осенью 2022 года первый орбитальный полёт тоже не состоялся из-за отсутствия разрешения. Также, как и в январе, и в феврале 2023 года. Маск вновь и вновь заявляет о готовности, а FAA вновь и вновь даёт отказ. Так что времени на отработку всех процессов на земле у Маска было предостаточно. И вот долгожданное 17 апреля: FAA дало разрешение на полёт только за 2 дня до испытаний и выделило совсем небольшое «окно» в 150 минут. В последний момент сообщается, что замёрз один клапан давления, и полёт не состоится.

Так может в FAA знали что-то такое о техническом состоянии уникальной ракеты и постоянно давали отказ, чтобы Илон Маск не опозорился раньше времени? Всё-таки история работы SpaceX не совсем безоблачная. Super Heavy на испытаниях смогла сама приземлиться только один раз. Да и с Falcon 9, каким бы популярным он не был, хватало приключений.

Так, например, 27 февраля 2023 года отменили пуск космического корабля Crew Dragon с 2 американскими астронавтами, космонавтом из России и членом экипажа из ОАЭ за несколько минут до старта из-за проблем с поджигательной смесью. А в декабре уже во второй раз по техническим причинам была отложена знаменательная миссия к Луне аппарата Hakuto-R от частной японской компании. Falcon 9 имеет и «огненную» славу: в сентябре 2016 года ракета взорвалась на стартовом столе перед пуском, а в ноябре 2017 года взорвался двигатель во время предполётных испытаний.

Но «всёпропальщиков» можно огорчить: нынешняя неудача вовсе не означает, что программа остановлена. Не важно, по какой причине FAA отменяло пуски. Важно то, что неполадки – неотъемлемая часть невероятно быстрого технологического прогресса. Полёты Falcon 9 иногда могут откладываться, но ни одна другая ракета в мире не летает так много. К тому же у SpaceX есть колоссальный запас доверия, в том числе со стороны американских властей. Первый успешный полёт (после нескольких аварий) Falcon 9 совершил в сентябре 2008 года. А уже в декабре 2008 года Илон Маск получил от NASA контракт на 12 полётов грузовика Dragon к МКС.

Годом раньше, годом позже – в масштабах глобального проекта по заселению Марса, это уже не имеет значение. Конкурентов всё равно пока нет и не предвидится. «Роскосмос» в это время гордится тем, что совершил более 100 пусков ракет подряд без единой аварии. Это здорово, но и значимого прогресса нет. Почти все эти ракеты – старые «Союзы» и немного чуть менее старых «Протонов». Хотя у россиян появился новый стимул для ускоренной разработки новых ракет и космических кораблей – рассылка электронных повесток в военкомат, которая в тестовом режиме должна начаться в ближайшее время. На Луну и Марс добраться военкому будет непросто. Хотя, пожалуй, даже нахождение на таком удалении от Земли не избавит людей от поражения в правах в случае неявки в военкомат…

#В мире #Starship #Роскосмос #Космонавтика #Falcon 9 #Ракеты #Аналитика #SpaceX #Илон Маск #США #Мария Соколова #Россия #Юрий Борисов #Космос #Starlink #Твиттер
Подпишитесь