Posted 14 апреля 2023,, 10:43

Published 14 апреля 2023,, 10:43

Modified 14 апреля 2023,, 10:45

Updated 14 апреля 2023,, 10:45

Разработан пробиотик для борьбы с последствиями алкоголизма

14 апреля 2023, 10:43
Фото: wikimedia.org
Ученые генетически модифицировали бактерию, используемую для производства пахты и сыра, так что она приобрела способность производить в организме фермент, помогающий быстрее расщеплять этанол. Правда, протестировали новый препарат пока только на мышах.

Чрезмерное употребление алкоголя приводит не только к похмелью. От регулярных возлияний воспаляется кишечник, а организм вынужден перерабатывать множество токсичных побочных продуктов, что со временем может привести к хроническим болезням. Алкоголь – одна из главных в мире причин смертности и болезней, на его долю приходится около 5% смертей и примерно такая же доля глобального бремени болезней и травматизма.

В попытке решить эту проблему медики из Китайской академии наук создали модифицированную пробиотическую добавку, которая хорошо показала себя в испытаниях на мышах и, возможно, в будущем поможет защитить от последствий чрезмерного употребления алкоголя и людей, сообщает Science Alert.

«Употребление алкоголя связано с целым рядом заболеваний, таких как жировая дистрофия печени, цирроз, сердечно-сосудистые и цереброваскулярные заболевания, а также рак. Поэтому разработке эффективных продуктов для снижения потребления алкоголя уделяется все большее внимание», – пишут исследователи.

Большая часть потребляемого алкоголя перерабатывается в печени с помощью двух ферментов, один из которых, алкогольдегидрогеназа (АДГ), расщепляет этанол до менее вредного соединения, ацетальдегида. Некоторым людям генетически присущ вариант этого фермента, который называется бета-полипептид алкогольдегидрогеназы IB (ген ADH1B). Он более активен, чем другие формы АДГ, то есть быстрее расщепляет этанол. С одной стороны, присутствие в организме этой мутации усиливает похмельный синдром, с другой – снижает риск алкогольной зависимости, а также рака горла и пищевода (а кроме того, рака груди, инсульта и других болезней). Например, исследование в Испании показало, что наличие этого гена снижает риск алкоголизма на 30%. Среди европейцев распространенность гена ADH1B – всего 4-8 %, он преимущественно встречается в восточноазиатских и полинезийских популяциях.

Китайские исследователи попытались создать природный вариант ADH1B. Они взяли Lactococcus lactis – бактерию, используемую для производства пахты и сыра, и внедрили в нее генетическую инструкцию, с появлением которой L. Lactis смог производить фермент ADH1B.

Новый пробиотик протестировали на мышах, которых подвергали воздействию различных уровней алкоголя. Мыши, которые при этом получали генетически модифицированный L. Lactis, оправлялись от воздействия алкоголя быстрее, чем их соплеменники, не получавшие L. Lactis. То есть пероральный пробиотик, видимо, способствует метаболизму алкоголя в кишечнике и уменьшает количество алкоголя, всасываемого в кровоток. Кроме того, у мышей на пробиотике меньше повреждалась печень и воспалялся кишечник – то и другое следствие чрезмерного употребления алкоголя. «Наши результаты показали, что этот рекомбинантный пробиотик может уменьшить всасывание алкоголя и защитить организм от вредного воздействия алкоголя, включая похмелье, повреждение печени и кишечника», – сообщают исследователи.

Это не первый препарат, создатели которого обещают облегчить последствия алкоголизма. Например, в 2022 году в Великобритании появился в продаже пробиотик против похмелья, содержащий две полезные для кишечника бактерии, авторы которого утверждали, что он расщепляет алкоголь в кишечнике до того, как он попадет в печень. Но из-за ограниченности имеющихся данных об эффективности эксперты сомневаются в том, что препарат действительно помогает всем, независимо от веса, пола, возраста, физической активности и других факторов, влияющих на усвоение алкоголя. Поэтому главная рекомендация остается все той же – ограничить  количество употребляемых спиртных напитков.

Новое исследование опубликовано в журнале Microbiology Spectrum.