Юлия Сунцова
Сейчас Святославу пять лет и уже два года он посещает специализированный детский сад в Балашихе. Помимо ДЦП ребенку поставлен диагноз "Задержка психоречевого развития при сохранном интеллекте". Мальчику с такими особенностями до поступления в школу нужны усиленные занятия с логопедами, психологами и психиатрами, курсы массажа и ЛФК. Государство финансово берет эти заботы на себя.
Муниципальное автономное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей «Санатортно-лесная школа «Полянка» создано администрацией городского округа специально для таких детей, как Святослав. Для особенных малышей это тот же детский сад, что и у сверстников, но с возможностью одновременно проходить длительное лечение и реабилитацию.
По закону к ребенку с инвалидностью в детском саду помимо воспитателей должен быть прикреплен индивидуальный тьютер – человек с психолого-педагогическим образованием, который ухаживает за ним и помогает адаптироваться к жизни и социуму.
И такой помощник у сына Людмилы Рублевой был до тех пор, пока мальчик не стал рассказывать, что его «эта тётя бьет». Руководство детсада «Полянка» по собственной инициативе рассталось с тьютером после жалоб. Однако избиения не прекратились.
- Ситуация длится уже полтора года. Ребенок периодически приходит домой с гематомами и царапинами на ногах и руках, ягодицах, голове, позвоночнике. Однажды вернулся с грязными ступнями, как будто его босым на улицу выгоняли. Мне сын говорит, что разные тети его бьют. В прошлом году я как-то утром повела его в детский сад, он в коридоре увидел тьютера Наталью Николаевну и забился в истерике со слезами - сказал, что боится ее.
Педиатр и медики детского сада в той ситуации грозились вызвать психиатрическую бригаду, а руководство настойчиво посоветовало сменить детский сад:
«Раз вам у нас так не нравится, поезжайте к себе на родину в Брянскую область», - передает состоявшийся диалог Людмила.
Родительница несколько раз пыталась обсудить проблему с руководством детского сада «Полянка». Заведующая и воспитатели клялись, что мальчика никто в саду не бьет. Он сам падает. «Неудивительно – у ребенка ДЦП, он плохо передвигается», - оправдывались в детском саду. Также воспитатели намекали маме на то, что с головой-то у мальчика не всё в порядке, поэтому, мол, не обязательно верить всему, что он говорит. Хотя, напомним, ни одна врачебная комиссия (а их было немало) не выявила отклонений в умственном развитии.
Вскоре для Людмилы с сыном ввели обязательную процедуру – являться ежеутренне, за полчаса до открытия группы и проходить осмотр у педиатра: «А вдруг он уже из дома такой приходит?»…
Какое-то время мама еще сомневалась, что же на самом деле происходит в стенах детского учреждения, но сын взрослел и к пяти годам уже совершенно четко изъяснялся: бьют воспитатели.
Последний инцидент произошел 4 апреля этого года. Мальчик вернулся домой с ссадинами на руках, синяками на коленях и раной на лбу. Пожаловался, что его побила воспитательница в очках, выкручивала пальцы.
«Воспитательница таскала. Таскала за злость. Она меня не понимает, вот и потащила. Потащила за злость», - говорит ребенок на видео, которое мама записала 4 апреля.
На следующее утро Людмила Рублева встретилась с воспитательницей, и та не стала отрицать, что ударила ее сына. Просто акт возмездия: «Он ударил, и я ударила в ответ!», - объяснила воспитательница.
Вскоре выяснилось, что дело вовсе не в разовом срыве, не в эпизодическом психозе. Других малышей в этом детском саду тоже били.
После обращения Людмилы к правозащитникам и выхода скандала в публичное поле, ей стали поступать звонки.
«Вечером со мной связалась мама из нашей группы и сказала, что ее сына ударили по голове и рукам за то, что он не хотел спать в тихий час», - рассказывает Людмила.
Заявления уже направлены в правоохранительные органы. ГСУ Следственного комитета России по Московской области возбудило уголовное дело по факту нанесения побоев несовершеннолетнему ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
«Следователем СО по г. Балашиха возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность)», – заявили в пресс-службе ведомства.
К делу подключился и вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников.
- На ребенка совершено нападение в детском саду. Случай не единичный. Долгое время мальчик находится в стрессе. А сейчас вдобавок остался без жизненно необходимой ему и, напомню, гарантированной государством медицинской и социальной помощи. Адекватные люди, добросовестные чиновники в такой до предела понятной всем ситуации пытаются как-то загладить вину. Но в администрации Балашихи, по-видимому, особое отношение к детям. Складывается впечатление, что им просто нравится попадать на первые полосы с описаниями всех совершенных издевательств. Я уверен, что несмотря на все отговорки с возрастом или там пропиской всегда можно найти возможность помочь этому ребенку, найти нужное подведомственное учреждение. Вместо того, чтобы заняться своими прямыми обязанностями, они предлагают малоимущей семье, где мама одна воспитывает ребенка-инвалида, дальше лечиться за свои деньги – а это несколько сотен тысяч рублей за курс. Виновные в незаконном отказе в социальных льготах ребенку-инвалиду должны быть наказаны, - прокомментировал «НИ» Иван Мельников.
«Новые Известия» направили редакционный запрос директору МАООУ «СЛШ Полянка» Ирине Карпезиной. На момент публикации ответа не поступило. В телефонном разговоре с журналистами радиостанции «Спутник» Ирина Александровна заявила, что ничего комментировать прессе не собирается и бросила трубку.
Маме Святослава после 4 апреля тоже не удается установить контакт с руководством детсада. На телефонные звонки и в чатах, где они раньше переписывались, отвечать перестали.
Зато утром 5 апреля маме позвонила юрист детсада «Полянка» и пригрозила судом за клевету.
Сегодня, 14 апреля, Людмиле Рублевой поступил официальный ответ из Министерства социальной защиты Московской области.
В направлении на стационарное социальное обслуживание, выделении материальной помощи семье отказано. Причина – ребенок имеет в Московской области не постоянную, а временную регистрацию. За полноценным лечением отправляют на родину в Брянскую область, следует из ответа и.о. начальника Управления по вопросам социального обслуживания и реабилитации министерства Евгении Ларионовой.
Тем временем состояние Святослава ухудшается. Участились истерические состояния, мальчик часто просыпается по ночам с криками, накормить его удается только один раз в сутки.
12 апреля врач-невролог в участковой больнице назначил ребенку медикаментозный месячный курс, наблюдение психолога, а также реабилитационное лечение в самое ближайшее время: апрель-май (врачебная выписка имеется в распоряжении «НИ»).
Однако добиться положенной по закону и уже прямо показанной врачами реабилитации хоть в каком-нибудь учреждении Московской области маме по-прежнему не удаётся.