Мария Дубинская
Из объёмного документа следует, что учащиеся (14-18 лет) и молодёжь (19-35 лет) не считают главной ценностью общественное признание и счастье других, прохладно относятся к религии.
Больше всего опрошенные учащиеся (61%) и молодёжь (65%) ценят здоровье, как физическое, так и психическое, наличие хороших и верных друзей (46% учащихся и 32% молодёжи), активную деятельную жизнь (40% учащихся и 34% молодёжи), любовь (36% учащихся и 36% молодёжи), а также материально обеспеченную жизнь (35% учащихся и 41% молодёжи).
Кроме того, в списке ценностей присутствуют интересная работа (27% учащихся и 31% молодёжи), счастливая семейная жизнь (27% учащихся и 40% молодёжи), уверенность в себе (24% учащихся и 31% молодёжи) и свобода (23% учащихся и 16% молодёжи).
Вопрос эмиграции волнует большую часть учащихся: 52% хотели бы уехать за границу при возможности.
По сравнению с данными 2021 года можно заметить незначительное сокращение эмиграционных настроений среди учащихся, но при этом наблюдается выросший показатель детей, затруднившихся высказать однозначную позицию относительно вопроса эмиграции.
Педагоги не считают тему эмиграции достаточно актуальной для молодежи — 77% педагогов никогда не слышали о желании детей уехать в другую страну.
Молодежь 19–35 лет более патриотично настроена: среди молодежи об эмиграции задумываются на 15% опрошенных меньше, чем среди представителей более младшего возраста.
В качестве возможных вариантов эмиграции большая часть детей хочет увидеть другие страны, но спустя время все же вернуться в Россию (53%) Однако каждый десятый респондент настроен на окончательный переезд из России при предоставлении такой возможности: не нравится жить в России 11% учащихся.
И только 27% учащихся и 35% респондентов 19–35 лет говорят, что не собираются ни при каких обстоятельствах уезжать из России.
Думая о будущем детей, 43% родителей однозначно не хотели бы, чтобы их ребенок уезжал за границу Около половины родителей (48%) хотят, чтобы дети имели возможность посмотреть мир, но вернулись на Родину.
Лишь 5% родителей видят постоянное место жительства для своего ребенка за границей.
Как видно из результатов исследования, родители все же более негативно относятся к эмиграции детей, чем сами учащиеся, говорится в отчёте.
Представления о патриотизме у учащихся и родителей в целом схожи: в ответах респондентов этих двух групп нет статистически значимых различий. Мнение педагогов в этом случае несколько отличается от родительской и детской позиций.
Особый акцент в представлениях о патриотизме педагоги делают на работе во благо своей страны и своей малой Родины и защите своей страны от любых нападок.
Патриотизм для большинства респондентов — это любовь к Родине, об этом заявили 76% учащихся, 79% родителей и 87% педагогов.
Значительно менее популярны такие мнения: патриот — защитник своей страны и патриот —человек, работающий на благо своей страны.
По сравнению с педагогами родители и дети практически в два раза меньше акцентируют внимание на патриотической позиции с точки зрения работы на благо своей малой Родины. Для большинства преподавателей такое представление актуально (51%), родители и учащиеся указывают на эту позицию лишь в 27% случаев.
Самое непопулярное представление о патриотизме у всех групп респондентов заключается в отсутствии недостатков у своей страны.
Представления о патриотизме среди молодежи не зависят от возрастного фактора — позиции учащихся и молодежи 19–35 лет практически идентичны по всем показателям.
При сравнении результатов исследования нынешнего года с аналогичными прошлогодними данными можно заметить, что существенных изменений в представлениях о патриотизме у учащихся не произошло.
Еще большее распространение получило представление патриотизма как любовь к Родине (+7%), зато чуть в меньшей степени учащиеся стали говорить о патриотизме как о работе во благо своей страны (–8%) и малой Родины (–7%).
68% учащихся считают себя патриотами. В 2022 году число учащихся, считающих себя патриотами, выросло на 11%. Доли родителей и педагогов, считающих детей патриотами, увеличились практически на одном уровне — на 19% и на 17% соответственно.
Сравнивая патриотические настроения среди учащихся 14–18 лет и молодежи 19–35 лет, можно заметить, что чем старше представители молодежи, тем более патриотично они настроены (68% и 78% соответственно).
При мыслях о России большинство ответов как учеников, так и родителей, и педагогов имеют «положительную» окраску: наиболее распространенными эмоциями о России являются вера в свою страну, гордость за нее и любовь по отношению к ней.
Также стоит подчеркнуть, что положительные эмоции со стороны педагогов значительно более выражены, чем представления учащихся и родителей.
В связи со сложной мировой обстановкой некоторое распространение среди респондентов получила и тревога за Россию.
Так, 28% педагогов беспокоятся за свою страну, такие же эмоции испытывает каждый пятый родитель (20%). Учащиеся в меньшей степени беспокоятся за Россию — о своей тревоге поведали лишь 14% опрошенных.
Что касается выбора «отрицательных» категорий высказываний, таких как разочарование, стыд и раздражение по отношению к своей стране, — они незначительны и в основном встречаются только в ответах учащихся.
О безразличной позиции в сторону России говорит каждый десятый ребенок (10%).
Мысли учащихся и молодежи старшего возраста о своей стране в целом идентичны. Чуть большую тревогу за Россию чувствуют респонденты 19–35 лет (14% и 21% соответственно).
Между тем педагоги отмечают широкий спектр мероприятий, проводимых в образовательной организации по развитию патриотических настроений у учащихся. Наиболее часто в учебных заведениях проводятся мероприятия, приуроченные к памятным датам Великой Отечественной войны (96%); мероприятия, посвященные истории родного края, страны (84%) и просмотр тематических фильмов и спектаклей (68%).
Больше половины педагогов говорят об обсуждении с детьми социально-политических новостей и важных событий в стране (56%).
Почти половиной педагогов подчеркивается организация тематических бесед о нашей стране в неформальной обстановке: о ее достижениях, культурном разнообразии, географии (49%).
Среди опрошенных лишь 1% педагогов отмечают отсутствие работы в сфере патриотического воспитания в своей образовательной организации. В сравнении с результатами прошлого года в образовательных организациях произошло существенное увеличение количества патриотических мероприятий, особый рост был заметен в отношении мероприятий, посвященных событиям Великой Отечественной войны (+22%) и обсуждению социально-политических новостей (+22%).
Выражение своей активной гражданской позиции важно только для 51% учащихся. Молодежь 19–35 лет видит большую значимость своей позиции — о проявлении активной гражданской позиции говорят 62% респондентов 33% учащихся считают, что их голос абсолютно ни на что не влияет. Пассивная гражданская позиция свойственна и для 29% молодежи 19–35 лет.
35% молодежи, указавшие на важность проявления своей гражданской позиции, считают, что таким образом они смогут повлиять на развитие страны; только 27% молодежи рассматривают участие в выборах как почетное право гражданина.
Преобладающая часть родителей и педагогов отмечают важность воспитания активной гражданской позиции в детях — 70% и 87% соответственно В свою очередь, практически каждый четвертый родитель выражает пассивную гражданскую позицию (22%).
Среди педагогов доля тех, кто не считает нужным прививать ученикам активную позицию, значительно меньше — только 8% педагогов уверены, что учебное заведение не должно нести ответственность за ее формирование в своих учениках.
Целиком ознакомиться с отчётом можно здесь.