Иван Петровский
Компания "Цифровые активы", действующая по договору с подконтрольным "Норильскому никелю" ООО "Проектные сервисы", приобретет до 0,27% акций ГМК с 1 мая до 31 декабря этого года в рамках корпоративной программы "Цифровой инвестор", говорится в сообщении "Норникеля". Исходя из стоимости акций "Норникеля" на закрытие 13 апреля, такой пакет оценивается в сумму около 6,27 млрд рублей.
Скажем прямо, что деталей этой программы с нетерпением ждали как тысячи работников "Норникеля", так и акционеры предприятия. Ведь речь ни много ни мало шла о бесплатном предоставлении средств для инвестирования в новые активы!
Месяц назад, во время прямой линии руководство «Норникеля» заявило следующее:
«Каждый сотрудник со стажем работы в компании от одного года (на 1 января 2023 года) получает деньги от компании на покупку цифровых финансовых активов (токенов), привязанных по стоимости к акциям «Норникеля». Чем больше стаж у сотрудника, тем больше ЦФА он получит».
ЦФА в данном случае - это так называемые "токены". Их оборот станет возможным на блокчейн-платформе «Атомайз» - первой в России получившей лицензию ЦБ РФ.
Как сообщали НИ, за операционную часть программы отвечает Росбанк, а эмиссию ЦФА ведет компания «Цифровые активы» (не входит в "Норникель"), которая обязуется сохранить цифровые финансовые средства сотрудников "Норникеля".
Как заявлял ранее Владимир Потанин, в 2023 году программа "Цифровой инвестор" начнется в пилотном, пробном режиме, после чего эксперты сделают вывод, в какой мере токены удобны и востребованы у трудового коллектива.
А пока сами работники отмечают три понятных "плюса" проекта. Во-первых, это возможность дробления токенов до одной сотой части, что не только напоминает рубль с копейками, но привлекает инвесторов с любыми, даже с самыми скромными суммами. Во-вторых, порядок работы с токенами гарантирует прозрачность инвестиций за счет технологии распределенного реестра. И в-третьих, в отношениях инвестора и компании "Цифровые активы" нет никаких посредников.
Тем не менее после анонсирования программы у людей стали появляться вопросы и домыслы — не наращивает ли главный акционер таким замысловатым образом себе пакет? А не будут ли против «обделенные миноритарии» в лице Русала, которые получили в предыдущие годы 500 млрд рублей в виде дивидендов от "Норникеля"?
Но точки над i расставил сам «Норникель». Как оказалось, количество акций, участвующих в мотивационной программе, составляет четверть процента — это ничтожно мало для наращивание доли Владимира Потанина в ущерб другим акционерам. В конце концов у главы "Интерроса", как и у Русала, есть право скупать акции по классической схеме, не прибегая к придумыванию новых.
Поэтому легче поверить в то, что с годами «Норникель» и Потанин все же расширяют социальную политику и запускают реальную мотивационную программу для десятков тысяч сотрудников. Что делает промышленный гигант по сути "народным предприятием".
Совет директоров компании-эмитента примет решение о порядке голосования самостоятельно.
Так что попытки найти "второе дно" в инициативе "Норникеля" явно безосновательны. На этом фоне события в "Норникеле" – включая начавшуюся раздачу сотрудникам цифрового аналога акций компании – могут повлечь сомнения у работников Русала в способностях их руководства успешно управлять компанией и впредь.