Posted 13 апреля, 13:52
Published 13 апреля, 13:52
Modified 13 апреля, 19:17
Updated 13 апреля, 19:17
Виктор Колодяжный
Оказывается, хозяин забыл запереть двери машины, чем и воспользовались злодеи.
Преступление могло бы войти в аналоги криминальных происшествий не только в Ставрополье, но и всего Юга России, если бы не одно обстоятельство. Дело в том, что случилось оно … 10 лет назад. Все эти годы пострадавший, крупный российский бизнесмен Михаил Сутягинский, упорно молчал о краже, словно партизан на допросе. И заговорил сегодня, когда уже трудно найти какие-то улики, следы, вещдоки и тем более, свидетелей.
Однако бдительные ставропольские силовики таки нашли главного «подозреваемого». Им оказался некий Сабанин В.В., который уже раскололся и сдал своих подельников. По его признанию, некий Михаил Гаркушин создал преступное сообщество, в которое вошли Андриевский, Белоконь, Третьяков и другие лица, которые якобы совершили групповое злодейство.
По некоторым (непроверенным данным), в главном следственном управлении ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю уже готовят уголовное дело по ст. 158 УК РФ в отношении указанных лиц по поводу хищения сумки марки "Луи Виттон" М. Сутягинского, в котором находились те самые запонки из благородного металла и 1,5 миллиона наличными.
И тут мы плавно переходим к главному сюжету, который приведет нас к удивительнейшим открытиям и даже интриге. Дело в том, что все вышеназванные господа: и жертвы, и грабители – прекрасно знают друг друга. Причем, уже десятки лет. Все эти люди – бывшие партнеры по бизнесу или связаны с Сутягинским по предыдущей совместной работе, о чем немало сведений и в российских, и в зарубежных СМИ.
Но, самое главное, все обвиняемые живут очень далеко от Ставрополья (где по версии следствия, произошло вероломное нападение) – в других городах, областях, краях, а некоторые и в других странах. То есть, чтобы забраться в чужой автомобиль, им понадобилось бы преодолеть несколько тысяч километров на машине, на воздушном транспорте или вплавь. Но, все по порядку.
В свое время в Санкт-Петербурге были возбуждены уголовные дела в отношении Владимира Белоконь, Андрея Третьякова и др. лиц, которые обвинялись в «организации преступной группы для захвата имущества братьев Сутягинских». Им вменялась кража крупной партии химпродуктов у компании ГК «Титан» (глава – М. Сутягинский) на общую сумму более 45 млн рублей. И якобы эти деньги были использованы для приобретения торгово-развлекательного комплекса (ТРК) «Пулково-3». Несмотря на отсутствие каких-либо доказательств правоохранительная система поддержала обвинение. Третьяков был осужден и получил срок, Белоконь от греха подальше уехал за границу.
Через несколько лет Андрея Третьякова освободили раньше времени. Суд установил, что указанная сумма не имеет никакого отношения к ТРК «Пулково-3». Тем более, что комплекс стоит намного дороже (как минимум, в 10-15 раз) и приобретен на заемные средства – кредит известного мирового банка. Документы об этом были в свое время представлены по требованию суда. Сама же сделка проходила официально, через нотариат, что позволило опровергнуть все абсурдные обвинения.
Знающие люди тогда высказывали мысль, что вся эта бендериада, то есть, комбинация с мнимым «похищением» (которое тоже оказалось под большим вопросом) – такой себе способ рейдерского захвата с помощью нужных связей и поддержки силовиков. То есть, ни много ни мало, в целях отжима и присвоения чужого торгового центра, с использованием административных рычагов.
С двумя другими фигурантами – Гаркушиным и Андриевским тоже своя, отдельная, не менее живописная история. Впрочем, как и с остальными персонажами, имена которых вскользь или напрямую упоминаются в связи с возможным «ограблением» в городе Изобильное.
Начиналось же все в далекие девяностые, когда Михаил Сутягинский возглавил молодежный центр, а затем комсомольскую организацию омского завода «Нефтеоргсинтез». Позже на его базе учредили вместе с несколькими партнерами компанию «Титан».
Деятельность фирмы с самого начала сопровождалась трагическими событиями. Время от времени партнеры Сутягинского уходили в мир иной. И каждый раз при загадочных обстоятельствах.
Первой жертвой, как писали в СМИ, стал Владимир Бурляев, по сути, построивший общий бизнес вместе с Михаилом. В прессе писали, что между ними возникли разногласия на почве распределения доходов. А потом Бурляев заболел и долго, мучительно умирал. Были слухи, что Владимир был отравлен неизвестным веществом.
Следующая история также полна таинственности. Глава АО «Омский каучук» Павел Понкратьев совместно с Сутягинскими (группа «Титан») учредили ЗАО «Экоойл», на котором стали производить химические присадки, повышающие качество автомобильного топлива. Довольно современное и прибыльное предприятие. Но через какое-то время машину Понкратьева обстреляли из автомата. Водитель получил серьезные ранения, сам Павел Александрович отделался сильнейшим испугом, после чего предпочёл выйти из состава учредителей. «Экоойл» полностью перешёл под контроль ГК «Титан».
Другой компаньон братьев Сутягинских, Юрий Королёв, был убит возле своего дома.
Говорят, что незадолго до трагедии он требовал отдать его долю в бизнесе, которую оценил в 500 тысяч долларов США.
Вероятно, все эти истории можно было отнести к конспирологии, не очень убедительной и бездоказательной, если бы не драматичная история еще одного соратника Сутягинских – Михаила Гаркушкина. В свое время он тоже начинал с ними бизнес, точнее, со старшим из братьев – Александром. Но, как часто случается, на почве взаимных недовольств и претензий возник конфликт.
Гаркушкин чудом остался жив после нескольких покушений. О том, что следы этих нападений ведут к бывшим партнерам рассказал суду бывший охранник А. Сутягинского – Олег Андриевский. В результате Александр был осужден на 12 лет. На повторном рассмотрении судья Утемисова странным образом отменила прежний приговор и вынесла условный срок. Выпущенный под залог Александр, покинул территорию Казахстана и скрылся в неизвестном направлении. Ясное дело, что Утемисовой не простили этой «оплошности», которая стоила ей не только карьеры, но и свободы.
А теперь вернемся к громкой краже брендовой сумки в Изобильном. Как известно, в луивиттонах обычно носят паспорт, документы на машину, водительское удостоверение, блокнот, визитницу, телефон, очки, салфетку для чистки линз, какие-нибудь лекарства и пр. Но на стоянке отеля «Белые ночи» пропали только деньги и золотые запонки. А где же весь остальной джентельменский набор? Не думаю, что Сутягинский загодя уместил его в карманах брюк (пиджак летом на юге не носят – жарко).
Но еще труднее представить, что все вышеназванные господа-подозреваемые специально прилетели в Изобильное из разных городов и даже стран (если верить канве уголовного дела), чтобы умыкнуть портмоне бывшего компаньона? А вдруг бы стоянка отеля оказалась с круговым видеообзором? Да еще с хорошей охраной, вооруженной дубинками. Не миновать бы им взаимодействия резиновых «демократизаторов» по своим худым сусалам.
Если честно, то вряд ли кто из обвиняемых хотя бы имеет отдаленное представление о существовании такого городка. Не говоря уже о том, чтобы кто-то побывал здесь хотя бы раз. Впрочем, это легко проверить по полицейским базам или видеокамерам в описываемое календарное время. Было бы желание.
Однако, тем кто ведет новое уголовное дело этого не требуется. Следствие порой довольствуется признанием одного единственного задержанного, который дал нужные показания.
Последние несколько лет в прессе часто пишут о мытарствах омского бизнесмена Михаила Сутягинского, которого обвиняли в ухудшении экологии родного города. Омичи каждую весну чуть ли не задыхаются от вредных выбросов промпредприятий. Неприятный запах повсюду, жителям порой запрещают выходить на улицу и открывать форточки.
Кроме того, вокруг бизнесмена одни недруги, которые отобрали у него высокотехнологичные заводы, построенные им в Казахстане в поте лица, на свои кровные. На деле, выясняется, что строились они за счет привлеченных средств, но оказались не рентабельными. В результате, Казахстан понес ущерб почти в полмиллиарда долларов, а предприятия до сих пор стоят без дела, чуть ли не в консервации, никому не нужные.
Как известно, в «мыльных операх» художественный образ или драма преобладают над реальностью. Для суда фантазии или гротеска недостаточно – все должно соответствовать фактам.
Но в данном случае, говорят адвокаты, доказательств не нужны. Главное, забрать дело в Санкт-Петербург и объединить его с предыдущим, в котором шла речь о краже этанола на 45 млн рублей, использованных для приобретения ТЦ «Пулково-3». Версия, которая была позже разбита на суде в пух и прах.
Интересно, что столько лет удается человеку так эффективно "сотрудничать" с людьми в погонах. Когда бы не понадобилось, тут же фабрикуется новое уголовное дело. Хотя бы на время. Нет сомнения, что «похищение» десятилетней давности в Изобильном тоже будет иметь продолжение, несмотря на весь абсурд. Ведь это же феерический сюжет – бывшие партнеры, немолодые уже люди, сбились в криминальную стаю, выбрали себе атамана и полетели в далекий ставропольский городок грабить бывшего партнера.
Как говорили классики – тщательнее надо бы, тщательнее. Уж слишком экзотично выглядит версия со стариками-разбойниками. Для ее легализации одних погон и даже лампасов может не хватить – нужны более весомые аргументы, которых нет.