Виктория Павлова
В первой части спецпроекта, посвящённого Дню космонавтики, «НИ» выяснили, что частная космонавтика уже прочно заняла своё место в индустрии и доказала свою жизнеспособность. Понимают это, по крайней мере на словах, и в России. В январе 2023 года вице-премьер Андрей Белоусов призвал по-настоящему открыть космос для бизнеса, чтобы частные инвестиции могли поддержать отечественные технологические компании в космической сфере. Поддерживает идею открыть доступ для частных денег и глава «Роскосмоса» Юрий Борисов.
По мнению основателя уже закрытой компании в сфере космического туризма «Космокурс» Павла Пушкина, сейчас никто не запрещает частным компаниям работать. Проблема в том, что в России госструктуры не создают спрос на их услуги. В итоге наша страна безнадёжно отстала в области развития частной космонавтики – поясняет Виталий Егоров.
- Успех есть и у частных компаний США, Японии и Китая. В России тоже есть большое количество специалистов, причём эти специалисты не претендуют на зарплаты американских коллег - казалось бы, все условия есть, бери да развивай частную космонавтику. Но китайские и японские компании уже уделали российские частные компании. Даже в мечтах у российских частных компаний не было таких успехов, которые уже сейчас есть у китайских частных компаний. Потому что государство заботится об этом и обеспечивает эти возможности. Второй фактор - это развитие микроэлектроники и вычислительных мощностей: у ракеты Falcon9 вычислительные мощности намного превосходят российские. И это определяется как раз развитием микроэлектроники. И все больше частных компаний внедряют 3D - печатные компоненты в производство своих ракет или космических аппаратов. Третий фактор - это развитие рынка, спроса на земле на космические услуги. Здесь больше всего работает пример с компанией Старлинк, потому что точно также 10 лет назад невозможно было представить, что одна космическая компания запустит на орбиту больше космических аппаратов, чем весь остальной мир. У всего остального мира примерно 2500 космических аппаратов, а у одной компании Старлинк - 3 с лишним тысячи. Потому что миллионы людей готовы платить компании Старлинк за то, чтобы пользоваться услугами спутникового интернета в любой точке земли.
Выходит, что двери-то в космонавтику для частных компаний в России может и открыты, но на государственном уровне, похоже, предпринимают явно недостаточно усилий для того, чтобы частники в них заходили. Например, никто не собирается делиться с частниками уже существующими технологиями, как это происходит в США и Китае, или размещать госзаказы на результаты мониторинга за земной поверхностью.
Изоляция от значительной части мира очень сильно осложнила производство космической техники, зависимой от импортных компонентов. Даже по навигационным спутникам «Глонасс» импортозамещение, начатое в 2018 году, должно завершиться только к 2025 году – такие заявления делал бывший глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин.
А впереди ещё запуск 600 спутников связи проекта «Сфера». Советник гендиректора «Роскосмоса» Николай Севостьянов утверждает, что на полное импортозамещение для отечественных спутников потребуется 5 лет. С учётом того, что импортозамещением в России занимаются с 2014 года, и всё никак его не добьются, а доля иностранных деталей в спутниках «Глонасс» ещё в 2018 году достигала 40%, такие планы выглядят несколько фантастически. Но Филипп Терехов считает, что производство спутников и в нынешней ситуации – посильная задача, особенно с применением компонентов из дружественных стран. Вопрос в том, сколько это займет времени.
- Реальность планов зависит от выделяемых ресурсов (не сомневаюсь, что профессиональные кадры есть). Если у государства будет понимание важности задачи и на нее выделят средства, то задачу можно будет решить. Наглядный пример – рост количества применяемого высокотехнологического вооружения в зоне СВО. Когда стала очевидна потребность и важность задачи, появились и планирующие бомбы и десятки видео применения ударных БПЛА «Ланцет» в месяц. Сейчас неизвестно, какая доля электроники этой высокотехнологичной продукции импортозамещена, а какая импортирована из дружественных стран, но производить и использовать их это не мешает. Та же ситуация с космическими аппаратами – налаживание производства всей номенклатуры электроники уровня Space – задача сложная, дорогая и может занять больше пяти лет, но строить аппараты из доступных к производству и импорту компонентов можно и нужно.
Также фантастически сейчас выглядят заявления Юрия Борисова о том, что России необходимо выпускать 200-250 спутников в год. Особенно фантастически эта цифра выглядит на фоне того, что по итогам 2021 года вся спутниковая группировка России насчитывала 102 аппарата, а в планах на 2023 год вывод на орбиту 29 спутников, включая микроспутники формата «Cubesat» (состоят из 1-3 модулей размером 10х10 см). Илон Маск, для сравнения, вывел на орбиту уже более 3000 собственных спутников «Starlink» – это больше, чем запустили все страны вместе взятые.
Виталий Егоров считает, что произвести 250 спутников – не проблема. Но какого качества это будут спутники и насколько целесообразен их выпуск?
- При желании можно запускать 250 спутников в год. Вопрос в том, какие это спутники и что они будут делать, как долго они будут работать. Например, СССР в 80-е годы запускал по 2 ракеты в неделю или около того. Больше 100 ракет в год улетало. И более 30% запускаемых спутников — это были пленочные фотоспутники, которые работали несколько месяцев. И сейчас можно делать что-то похожее. И это будет несравнимо со Старлинками, которых уже запущено тысячи просто потому, что разная электронно-компонентная база. Поэтому спутники можно производить и запускать, если государство платит, и никого не волнует, что эти спутники делают. Это, конечно, стимулирует в какой-то степени развитие российской микроэлектроники и развитие космонавтики или хотя бы поддержание космонавтики на текущем работоспособном уровне. Но про конкурентоспособность этих систем не может быть и речи.
Кроме того, что компоненты отечественных спутников, вероятно, будут китайскими (самая дружественная из технологически развитых стран), так ещё 250 спутников в год могут создаваться по китайскому рецепту: пускай хромает качество, зато весь рынок заполоним.
Перспективы вырисовываются не радужные: частные компании своей инициативой революцию в отрасли совершить не могут, да и технологические возможности построения спутников в большом количестве у «Роскосмоса» тоже ограничены. Есть надежда, что Россия вновь поднимется на транспортировке грузов. Проектов в этой сфере накопилось уже немало. Каково будущее отечественной космонавтики, какое место в мире займёт «Роскосмос» - читайте в заключительной части спецпроекта "НИ", посвященного Дню Космонавтики.