«На что ориентироваться родителям в ситуации, когда они отдают себе отчёт в том, что не знают, для какого мира они растят ребёнка?
Главная универсальная и «навсегдашняя» задача родителей – это воспитать автономную личность и пинком её вышибить.
Воспитание всегда конечно.
Наша задача единственная задача – воспитать автономную личность, которая может прокормиться, укрыться, построить горизонтальные связи. И это всё.
Всё остальное – знает ли эта личность английский язык, умеет ли жарить котлеты, умеет ли скакать на лошади, не имеет, в общем-то, никакого значения.
Это всё невротические движения современного общества.
Поэтому мы наши стратегические усилия направляем на автономность ребёнка.
Если мы видим, что наш ребёнок, которому четыре года, до сих пор не умеет одеваться, мы понимаем, что это надо преодолевать.
Если мы видим, что нашему ребёнку уже шестнадцать, а он всё ещё ничего «не знает» и раздумывает о своей самореализации и так далее, мы ему говорим: сейчас идёшь в техникум, я тебя кормлю, учишься до 11 класса, я тебя кормлю, не идёшь в техникум – идёшь работать.
Если кто-то делает иначе – он не выполняет задачу, о которой я сказала.
В ситуации нестабильности, непонимания, какой мир ждёт – вот этих существ (детей), - он, родитель, даёт им возможность в 18 лет, в 19 лет, в 23 года не быть автономными. То есть свою родительскую функцию, задачу не выполняют.
Если у человека есть финансы и он говорит, что может себе позволить и дальше кормить взрослого ребёнка – есть ли шанс что такой «ребёнок» найдёт себя к 40 годам? На мой взгляд, эти шансы стремится к нулю.
Потому что чем больше человек живёт не за счёт своих ресурсов, а за счёт чужих, тем меньше шансов, что он когда-либо по собственной инициативе перейдёт к другому способу и сам стукнет кулаком по столу, скажет, уберите от меня всё вот это, теперь я пойду сам, потому что я знаю, куда мне идти.
Крайне мал процент тех, кто с трёх лет ходит с сачком, ловит бабочек и знает, что станет энтомологом.
Ребёнок (как цыплёнок), следует за курицей, которая уверенно ходит куда-то. Так происходит в большинстве случаев. Если это семья крестьянская, ребёнок к 16 годам умеет пахать, шить, готовить, колоть дрова, если семья интеллигенции – умеет отличать Пастернака от Мандельштама.
Большинство, походив за курицей, в какой-то момент думают: а что я вообще вижу в жизни, кроме задницы курицы? И этот момент как раз происходит в подростковом возрасте, который специально приспособлен для метаморфозов: ребёнок умирает и превращается во взрослого.
Целиком интервью с Екатериной Мурашовой можно посмотреть здесь.