Posted 13 апреля 2023, 12:47
Published 13 апреля 2023, 12:47
Modified 13 апреля 2023, 12:49
Updated 13 апреля 2023, 12:49
Юристы медицинско-правовой компании «ПризываНет» смогли оперативно изучить 80 страниц правок в первый законопроект и расскажут читателям нашего издания о том, что ждет призывников.
Начнем с главного. Принятые поправки коснутся федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Изначально, ещё в 2018 году, в Госдуму его внесли под другим названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Теперь же, благодаря переименованию, у Госдумы есть возможность менять этот закон и регулировать не только службу по призыву, но и любые другие вопросы, касающиеся всех военнообязанных.
В принятом законопроекте есть неточности и недостоверные данные. Например, упоминается Пенсионный фонд, который был ликвидирован с 1 января 2023 года и теперь входит в состав Социального фонда России. Также некоторые меры противоречат Конституции РФ. Действительно, депутаты очень торопились и у них не было времени даже спокойно и внимательно прочитать все поправки на 80 листах.
Депутат Госдумы от партии КПРФ Анастасия Удальцова сообщила MSK1.RU, что закон об электронных повестках никто из депутатов не успел прочитать, а также был нарушен регламент его принятия: «Его не внесли в систему обеспечения законодательной деятельности, сказали, через 10 минут внесут. При этом рассмотрение не отменили».
Законопроект долго дорабатывался, а поправки, по словам депутатов, опубликовали на сайте Госдумы незадолго до принятия закона. О скорости принятия поправок высказалась и депутат Нина Останина: «Но, чтобы принимать целый закон после того, как мы прослушали телевизионное интервью и за 2 часа, сидя в этом зале, посмотрели текст этого закона – вот такого еще не было на моей памяти и на памяти моих коллег. Поэтому сегодня тот факт, что мы задавали вопросы, они касались не столько содержания самого законопроекта, сколько, как мне кажется, неуважительного отношения к нам, к депутатам. Так как после того, как законопроект будет принят в третьем чтении он перестает быть авторским, и все депутаты Государственной Думы несут ответственность за этот законопроект. И когда наши избиратели спросят нас за содержание каждой статьи законопроекта, я не могу отвечать также невнятно, как, к сожалению, не обижайтесь, Андрей Валерьевич, вы отвечали на наши вопросы и продолжаете отвечать: «Подойдите к нам, я вам объясню». Пожалуйста, объясняйте нам публично! Вы так торопились, что в этом законе в ч.4 ст.7 вы забыли, что у нас уже нет Пенсионного фонда. И завтра этот законопроект уйдет в Совет Федерации вот с такой досадной небрежностью и опечаткой. Я думаю, что это неправильно абсолютно, потому что мы должны были иметь возможность внимательно изучить текст законопроекта, потому что первоначальный текст законопроекта содержал 56 страниц, поправки 80 страниц. Расширился сам предмет регулирования. Понятно, что собирается единый реестр данных во всех органах власти, но при этом, где гарантии, что все эти данные не окажутся за пределами тех самых военкоматов, куда они должны поступить? Пожалейте военкоматы, вы видели в каком состоянии они находятся. До сегодняшнего дня работа военкоматов не налажена. Вы ни слова об этом не сказали: об обеспечении материально-технической базы, укреплении кадрового состава военкоматов. Так как исполнение закона ляжет на них. Все, что касается военной службы должно приниматься пакетом! Ну сделайте хотя бы вид, что мы заботимся о наших гражданах, рассмотрите наши законы о том, чтобы принять отсрочки для многодетных отцов, для отцов детей-инвалидов, для единственных детей у родителей. Пусть это будет большой пакет законов и тогда граждане нас поймут».
Руководитель отдела правового сопровождения клиентов медицинско-правовой компании «ПризываНет» Клавдия Бакуменко сделала подробный обзор всех поправок.
В случае если призывник считается получившим повестку военного комиссариата, то на него налагается ограничение в виде запрета на выезд за пределы РФ до момента исполнения обязанности по явке. Запрет касается только призывников. Граждане, которые уже находятся в запасе и опасаются запрета на выезд, например, при призыве на военные сборы, могут не беспокоиться.
Решение о применении временной меры принимается военным комиссаром и размещается в реестре воинского учета. Сам призывник сможет узнать об этом решении только через портал Государственных услуг.
В случае, если гражданин, состоящий на воинском учете, не является по повестке военного комиссариата без уважительных причин по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, к нему применяются обеспечительные меры. В отличии от запрета на выезд, меры применяются не только к призывникам, а ко всем лицам, состоящим на воинском учете. Гражданину могут:
Решение принимается военным комиссаром и размещается в реестре воинского учета. О принятом решении гражданин сможет узнать только через Госуслуги. Меры должны быть отменены военным комиссаром в течение суток с момента явки гражданина по повестке или подтверждения уважительных причин неявки. Также решение о принятии мер может быть обжаловано в призывную комиссию субъекта РФ или суд.
Помимо классического способа получения повесток лично и под подпись, проект закона предполагает следующие способы:
Проект предлагает считать вырученными повестки военного комиссариата по истечении семи дней с момента размещения их в реестре повесток, в случае если их не удалось вручить иными способами. Данная норма является крайне спорной, поскольку в отношении гражданина могут быть приняты обеспечительные и иные меры в случае, если вручить повестку ему не удастся. Если гражданин отказывается от вручения повестки, она все равно считается врученной ему.
Проект предлагает обязать являться без повестки в военный комиссариат в следующих случаях:
В случае, если призывник получил повестку, но дата явки просрочена, он обязан либо явиться в военный комиссариат без повестки, либо сообщить о просроченной дате через портал Госуслуг. И первое, и второе может повлечь за собой получение повестки с актуальной датой.
Проект предлагает внесение изменений в п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В действующей редакции пункт содержит положение о приостановлении реализации решения призывной комиссии в случае его обжалования. В редакции проекта пункт отсылает нас к разделу разделом V.1, который не содержит указания на приостановление реализации решения в силу закона. Вероятно, единственным законным способом приостановить решения призывной комиссии будут меры предварительной защиты при обжаловании его в судебном порядке.
Проект предполагает добавления в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ нового раздела, регулирующего процедуру обжалования решений призывных комиссий, военных комиссариатов и комиссий по постановке на воинский учет. Авторы предлагают:
Проект предполагает ряд изменений в процедуры воинского учета:
Предложенные изменения могут работать только при условии цифровизации военных комиссариатов. Проект закона предлагает создать для этого специализированного государственного информационного ресурса. Ресурс будет включать в себя реестр воинского учета и реестр повесток. В информационный ресурс будут попадать данные от:
Проект предполагает вступление поправок в силу со дня официального опубликования. До начала эксплуатации государственного информационного ресурса изменения осуществляются без использования информационных ресурсов. Каким образом будет происходить отправка электронных повесток или удаленная постановка на воинский учет не уточняется. Вероятно, все изменения, касающиеся электронных ресурсов, не будут применяться.
Госдума также окончательно приняла закон о едином реестре военнослужащих. Военкомат будет получать данные про военнобязанных от ФНС, МВД, ЦИК, Минпросвещения и даже обычных медицинских клиник.
В России сегодня наступила новая цифровая реальность: уклонист теперь не продаст машину или квартиру по доверенности, военкомат будет знать даже про ваше иностранное гражданство, а удаление профиля в Госуслугах не спасет от повестки.
Телеграм-канал Ксении Собчак «Кровавая барыня» подготовил интересную хронологию с цитатами, как власти отрицали использование электронных повесток и рассмотрение нового законопроекта:
- 31 марта (за день до старта весеннего призыва) замглавы комитета Госдумы по обороне Швыткин неосторожно заявил, что рассылка электронных повесток будет приравнена к их личному вручению — в таком случае удалившие аккаунт на Госуслугах считались бы уклонистами.
- В тот же день Госуслуги отключили функцию удаления профиля, а вечером Минцифры объяснили это «участившимися взломами личных аккаунтов». Короче во всем виноваты мошенники, новая мобилизация тут не при чём, удалить аккаунт можно в МФЦ и уклонистом вы от этого не станете.
- А на бедолагу-депутата Швыткина весь день нападали его коллеги — Хинштейн, Клишас, Картаполов и Бондарев — упорно отрицая, что электронные повестки будут равны бумажным. Цитаты:
Глава комитета Госдумы по обороне Картаполов: «В законе нет никаких повесток через Госуслуги. Такого нет».
Сенатор Клишас: «Я таких норм закона не знаю. Возможно, уважаемый коллега депутат Швыткин так и считает — но закона такого нет. Порядок вручения повесток — прежний».
Депутат Хинштейн: «Во-первых, закон не обязывает гражданина иметь запись на Госуслугах. Во-вторых, человек вправе, как завести запись, так ее и удалить в любой момент. Никакой ответственности за это нет и не предвидится».
Сенатор Бондарев: «Нет других способов обязать явиться в военный комиссариат, кроме вручения повестки лично в руки под подпись».