Posted 12 апреля 2023, 06:35
Published 12 апреля 2023, 06:35
Modified 12 апреля 2023, 06:41
Updated 12 апреля 2023, 06:41
10 апреля на Первом канале состоится премьера многосерийного фильма "За полчаса до весны", посвященного легендарной группе "Песняры" и её руководителю Владимиру Мулявину. Сериал повествует о трех десятилетиях истории ансамбля «Песняры»: от знакомства Мулявина с музыкой и робких аккордов на отцовской гитаре в 50-х, до создания одной из первых советских рок-опер, несмотря на запреты со стороны партийного руководства.
Любопытно, что телезрители в самой Белоруссии, которая всегда и с полным правом гордилась этим ансамблем, жалуются на то, что им этот сериал не показывают. Первые отклики на премьеру были весьма противоречивыми.
Кому-то пришлась не по нраву идеологическая установка авторов. К примеру, Армен Давт пишет: «По 1-му Каналу очередная развесистая клюква. Про историю ансамбля "Песняры". Выглядит это так. Репетиция. Сидят музыканты под портретом Ильича...
"Приступаем к строительству социализма" - объявляет один из них. И музыканты играют что-то унылое....
"А теперь выбросим ноты! Они нам больше не нужны! Дайте музыку СВОБОДЫ!!!" - и музыканты резво играют... нет, не музыку Мулявина!
А... пресловутую "Чатануга-Чу-Чу"....
Я так понимаю, не в коня корм. Из этих СМИ, из этого шоу-бизнеса уже людей не сделаешь. И из постаревших стиляг - тоже. Америка их обманула, обобрала до нитки, и смеется над ними. А они все равно будут топтать свою культуру во имя беззаветной преданности Хозяину».
Блогер Андрей Агафонов обратил внимание на столь остро стоящую сегодня национальную проблему, которую многие уже увидели в этом сериале:
«В обсуждении (или правильнее будет написать в абсуждзжении) сериала про "Песняров" многие пользователи с англоязычными никами выразили возмущение по поводу того, что бьяларусський песняр Мулявин поет-то на белорусском, а розмовляет на москальском! Это ж получается культурная аппроприация!
Просто, просто нет слов.
Отдельная интересная тема - это фольклорные увлечения группы под управлением уральского парня. Есть такое подозрение, что фольклор и был их пропуском в мир советского шоубиза. Но я бы напомнил все-таки, что главные хиты «Песняров», за исключением "Косил ясь конюшину" (благодаря "Ну погоди" в основном) – русскоязычные:
«Молодость моя – Белоруссия».
«Беловежская пуща».
«Вологда».
«Алеся».
«За полчаса до весны».
Там еще в анонсе некий брежневоподобный чиновник видит афишу с надписью рок-опера и с криками "Кто разрешил?!" бежит репрессировать Мулявина, по типу там, не пустить в Польшу за сапогами, или что они еще придумают.
Тоже очень смешно, учитывая дикое количество рок-опер (как правило, отвратительных; и "Песняры" тут не исключение), поставленных и записанных советскими композиторами и ВИА вполне легально».
А вот у писательницы Евгении Коробковой куда более обоснованные претензии:
«О качестве сериала можно судить хотя бы по этому эпизоду. Вот на такой гитаре, с точки зрения создателей кино, в послевоенное время играли советские люди.
Для справки. Советские люди играли на "Луначарке" И "шиховке", причем, семиструнных. На экране же изображена современная шестиструнная АКУСТИЧЕСКАЯ гитара (таких в СССР вообще не было никогда). У неё увеличенный корпус, зауженный гриф, пластиковые детали на подставке. Чтобы больше походила на луначарку, гитару покрасили тёмно-коричневыми лаком.
Вопрос, а в чем проблема найти аутентичную гитару? Таких полно на Авито по пятьсот рублей.
Дальше показывают музыкальную школу, вернее, кружок гитары при ДК. Там тоже почему-то играют на эстрадной гитаре, по виду напоминающей современный Flight.
Ну ладно, скажете, мелочи, заклёпки (хотя для музыкального фильма это не мелочь и не заклепка). Но в одном из кадров показывают, как бедный мальчик усиленно на гитаре играет и у него сочится кровь из пальцев.
Я не говорю о том, что при исполнении классического репертуара такого кровавого эффекта достичь невозможно. (Только если боем играть во дворе). Но даже если и возможно, то не на правой, а на левой руке, той, что прижимает струны. Если гитара плохая, то достаётся левой, могут быть кровавые мозоли, даже можно было о порожки пальцы разбить и до крови протереть при глиссандо (это когда пальцем как палкой по забору).
Но чтобы кровь из правой руки при исполнении этюда Сора????
В этот момент у зрителей кровь из глаз сочится.
С остальным в фильме то же самое».
Зато калужанину Алексею Собачкину кино в целом понравилось, однако и он отмечает, что без ляпов не обошлось:
«Как по мне, так неплохо, правдиво, кроме забавных ляпов.
Ляпы в исторических фильмах меня не раздражают - забавляют. Вот эпизод из этого фильма. "Песняры" прилетают на гастроли в Берлин в 1972 году и смотрят там в кинотеатре экранизацию рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" и просто шокированы увиденным до слез.
Во-первых, такого быть просто не могло. Фильм "ИХСЗ" вышел на экраны в 1973-м.
Во-вторых, невозможно предположить, чтобы музыканты "Песняров" эту рок-оперу не слышали раньше на пластинках или на магнитофоне. Через "железный занавес" все хорошо проникало. И даже я, скромный советский школьник, в 1974-м году записал эту оперу на свой магнитофон с пластинок, с двойного альбома. С дисков, как тогда говорили. Где я, а где "Песняры" в то время. Понятно, что они эту оперу услышали, как только она вышла на пластинках в 1971-м.
Далее совсем смешно. Сидят "Песняры" в берлинском кинотеатре, плачут от художественного восторга, но звучит музыка вовсе не Вебера! Ни одной ноты из "ИХСЗ"!
А о том, как "Песняры" гастролировали в Калуге осенью 1977 года, завтра напишу».
P.S. Режиссеры: Степан Коршунов, Оксана Барковская, Кирилл Папакуль. В ролях: Артем Волобуев, Анна Банщикова, Анатолий Лобоцкий, Глеб Калюжный, Анна Демидова, Владимир Свирский, Анастасия Ильинская, Сергей Годин, Максим Пониматченко, Даниил Васильев, Гоша Петренко, Максим Шишко, Артем Давидович, Александр Ильин, Евгения Дмитриева, Иван Жвакин, Андрей Карако, Алексей Шевченков, Александр Яцко и др.