Posted 12 апреля 2023, 05:58
Published 12 апреля 2023, 05:58
Modified 12 апреля 2023, 06:00
Updated 12 апреля 2023, 06:00
Иван Петровский
Ростовская область и до недавнего инцидента пользовалась дурной славой у путешественников и водителей большегрузов. Движение по области в прямом смысле вызывало у водителей страдание. Каждое лето в Ростовской области выстраиваются очереди, в сторону черноморских курортом и обратно. Но в этом году регион побил свой же рекорд. Огромный затор длиной в 100 километров возник в марте. В коллапсе обвинили дорожные работы, снегопад и плохую уборку на дорогах. Но скандалы сопровождали дорожную сферу Ростовской области и раньше. Рядом с каждым инцидентом неизменно оказывается министр транспорта и заместитель губернатора Ростовской области Владимир Окунев, который курирует вопросы развития дорожно-транспортной и строительной отраслей.
Так в 2020 году в центре скандала оказалась компания «Т-Транс» - основной подрядчик областного Министерства транспорта. По данным базы Spark, эта структура за последние годы получила контрактов на 29 миллиардов рублей, даже больше, чем государственной дорожное предприятие в регионе. Фирма появилась в декабре 2020 года. Тогда ее учредителем являлась 73-летняя Лариса Куц. По стечению обстоятельств однофамилица на тот момент министра строительства Ростовской области Сергея Куца. Компания успешно захватывала рынок и получала самые крупные контракты. Эксперты обратили внимание, что «Т-Транс» всегда выигрывал тендеры по сходному сценарию. На аукцион так же заявлялись компании «ВолгоградАвтодорстрой» или «Ростовский ДСУ». «Т-Транс» снижал по минимуму цену контрактов, а конкуренты никогда не перебивали ставки. В 2021 году учредителем «Т-Транса» стал Павел Рогачкин, как узнали СМИ, зять Ларисы Куц. Он же является совладельцем еще 20 фирм, в основном связанных с дорожным строительством. В том числе он фигурировал в учредительных документах Ростовского и Таганрогского ДСУ. А успешная пенсионерка Лариса Куц до сих пор имеет доли в этих структурах.
Эта ситуация не могла не попасть в поле зрения силовиков. Сначала ФАС заподозрила пять компаний — «Т-Транс», «Ростовское ДСУ», «Дорспецстрой», «РостовАвтоДорСтрой», «Таганрогское ДСУ» в картельном сговоре на торгах. Потом в их офисах и Министерстве транспорта полиция провела обыски.
Это не единственный скандальный сюжет вокруг Миндора Ростовской области и Владимира Окунева. В 2021 году в регионе не смогли освоить 390 миллионов рублей на ремонт дорог в муниципалитетах, а так же нанесение разметки. Вице-губернатор возложил за это вину на муниципалитеты, который не смогли вовремя оформить документы.
В 2022 году ФАС снова нашла сговор на дорожных торгах: ГУП РО «РостовАвтоДор» и ООО «Строитель», по мнению антимонопольщиков поддерживали нужный уровень цен на дорожные работы. Обе фирмы в этом году получили более 2 миллиардов рублей. интересно, что ФАС проверяла обширный период с 2019 по 2020 год. В это время «РостовАвтоДором» руководил как раз Владимир Окунев. В декабре 2022 года компаниям выписали оборотные штрафы на сумму в 228 миллиона рублей.
Даже после начала СВО и появления проблем в экономике, дорожные компании в Ростове не снизили свои аппетиты. В 2022 году ФАС в суде доказала сговор властей и подрядчика при реконструкции моста на улице Малиновского. Победитель закупки – «Ростовавтомост»- получил 2,25 миллиарда рублей. Cуд подтвердил справедливость удивительной формулировки «существенно корректировалось в соответствии с пожеланиями организации».
Эпопея, в еще больших масштабах продолжилась в марте 2023 года. ФАС заявила о новом сговоре уже при распределении 24 миллиардов Часть денег выделялась по национальному проекту «Безопасные качественные дороги». В деле снова фигурируют знакомые названия фирм: «РостовАвтоДорСтрой», «Ростовское ДСУ», «Таганрогское ДСУ», «ВолгоградАвтоДорСтрой», «Тацинское ДСУ» и «Т-Транс». По данным ведомства, сговор привел к ограничению конкуренцию в 121 аукционе по отбору подрядчика для строительства, ремонта и содержания дорог в трех регионах — Ростовской области, Волгоградской области и Республике Адыгея. Компании, по версии ФАС договорились не снижать закупочную цену.
Будут ли сделаны выводы из мартовского коллапса, станет ли трасса комфортнее и безопаснее для людей? Итогом разбора мартовских событий со стороны ростовских чиновников стало перекладывание ответственности на госкомпанию «Автодор». Владимир Окунев заявил, что трасса на территории вверенного ему региона содержится хуже, чем в соседних субъектах.
«Взять хоть уборку мусора, - заявил он, - у нас все павильоны им завалены на М4. Почему? Я проезжаю Воронежскую область, там совсем другая обстановка. Получается, госкомпания одна, собственник дороги один, но Ростовская область почему-то выглядит как худший регион по содержанию, ликвидации ямочности и так далее».
Если трасса одна, собственник один, а ситуация такая разная, может быть дело не в «Автодоре»?